КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С РЕБЕНКОМ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

20 октября 2013 - Королева Т.Ю,
article49.jpg

СЛОВО — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Словом можно убить и оживить, ранить — и из¬лечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить неверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души.

В.А. Сухомлинский 
 
Задачи: помочь родителям выработать продуктивные способы решения конфликтных ситуаций; познакомить родителей с особенностями подросткового возраста и спецификой протекания возрастных кризисов.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции. 
Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывает ребенок в период своего взросления; как нужно вести себя родителям в период взросления подростка; почему возникают конфликтные ситуации, и кто чаще всего является их инициатором.
Подготовительная работа: подготовка словаря темы; анкетирование родителей и учащихся; подготовка материалов лекции для родителей; подготовка ситуаций для практикума.
 
Ход  собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы воспитания детей в семье.
Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.
Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остаться родителями вообще и быть счастливыми родителями.
Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются проблемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.
Кризисные ситуации лежат в основе взаимоотношений людей, если сфера взаимоотношений нарушена, это возвращается кризисом, стрессом и, иногда, трагедией.
Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания. 
Причины кризиса могут быть самые разные:
развод родителей;
потеря близкого человека;
алкоголизм родителей или одного из них;
переживание трудной и непредвиденной ситуации (теракт);
межличностный конфликт;
изменение состояния здоровья; 
— проблемы внешности;
препятствия в достижении поставленной цели и т. д. 
Каждая семья по-своему реагирует на кризисную ситуацию. Но экстремальная психология выделяет три стадии реакции человека на стрессовые условия жизни:
тревога, страх, смятение, шок;
сопротивление, стремление адаптироваться и преодолеть трудности;
истощение и уход от решения проблемы.
Наиболее частой причиной кризисной ситуации являются конфликты. Они могут быть:
лично-семейные;
профессиональные;
межличностные, не связанные с профессиональной деятельностью;
обусловленные состоянием здоровья;
связанные с материальными затруднениями;
обусловленные антисоциальным поведением.
Родители должны помнить, что кризисная ситуация, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.
Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами:
- угрозы, указания, приказы;
- диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;
- морализаторско-менторские поучения;
- гнев, раздражение.
II. Анализ анкет родителей
Классный руководитель анализирует анкеты учащихся и родителей и обращает внимание на те пункты, которые вызвали самые большие затруднения родителей и детей.
III. Родительский практикум
Какие конфликты возникают чаще всего в вашей семье и почему они возникают?
Как вы ведете себя в конфликтной ситуации?
Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?
Как вы даете понять ребенку, что он прав?
Способны ли вы принять точку зрения ребенка?
Способны ли вы аргументировать не принятую вами точку зрения ребенка?
Какие формы поощрения и наказания вы используете в своей семье?
Отличаются ли ваши формы наказания от тех, которые вы используете по отношению к собственным детям?
Расходятся ли ваши формы наказания детей в семье?
—Скрываете ли вы от мужа или жены проступки собственных детей?
V. Подведение итогов
Классный руководитель предлагает родителям «выбросить» те методы и приемы воспитания, которые могут привести к кризисной ситуации в семье. Для этого он раздает всем родителям конверты и листок бумаги.
Родители должны обдумать все то, что они услышали и увидели в ходе родительского собрания, а затем изложить на своем листочке бумаги все то, что они хотели бы выбросить и забыть как средство воспитания своих детей.
Родители заполняют свои листочки и заклеивают их в конверты, классный руководитель предлагает прочитать эти листочки на последнем родительском собрании в 9 классе, когда ребята будут уходить из стен школы.
 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий