Тема: «Буква Ь в сложных количественных числительных»

15 декабря 2013 - Королева Т.Ю,

ЦЕЛИ УРОКА: 

  • познакомить учащихся с правилом правописания Ь в сложных количественных числительных;
  • закрепить навык правописания Ь в числительных, а также полученные ранее знания об имени числительном;
  • развивать мышление, память, речь учащихся;
  • прививать интерес к изучению родного языка.
 
ОБОРУДОВАНИЕ:
  • Плакат-опора о правописании Ь в числительных.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация «Буква Ь в сложных числительных».
ХОД УРОКА
Организационный момент
Запишите в рабочей тетради число, классная работа.
Словарная работа
Запишите в тетрадь словосочетания.
 
Решаешь много задач , бантики у первоклассниц, услышишь звонок, пятнадцать лет, беречь школьные традиции, вечер встреч__ выпускников, прочные знания, новенький учебник, семьдесят пять лет.
 
Проверьте правильность написания.
Что объединяет все эти словосочетания?
(Лексическая тема «Школа»).
СЛАЙД «Фотография колледжа»
 
Составьте предложения с одним из словосочетаний.
Почему словосочетание семьдесят пять лет вошло в наш словарный диктант? Как оно связано с темой словарного диктанта?
(Недавно наш колледж отпраздновал своё семидесятипятилетие). 
СЛАЙД ПУСТОЙ
Объясните орфограммы, связанные с наличием или отсутствием Ь в словах диктанта.
 
Сообщение темы и целей урока
Слова каких частей речи мы записали в словарном диктанте?
(Существительные, прилагательные, глаголы, числительное).
В каком слове правописание Ь вы не можете объяснить?
(Семьдесят).
Какая это часть речи?
(Имя числительное).
А что вы знаете о правописании Ь в числительных?
(На конце числительных 5 – 20, 30 пишется Ь, в середине числительных 15 – 19 не пишется Ь).
Семьдесят. Это какое числительное?
(Количественное, сложное, обозначает целое число).
Какова же тема нашего урока?
(Буква Ь в сложных количественных числительных).
Запишите тему урока в тетрадь.
Сформулируйте цели нашего урока.
 
Объяснение нового материала
Прочитайте слова.
 

 

V                             

пятьдесят                      

 

V   

восемьдесят                     

 

V                             

пятьсот                     

 

V 

восемьсот

 

Обратите внимание на обозначенные значком V (галочка) согласные. О чём сигнализирует этот знак?
(Опознавательный признак орфограммы – наличие мягких согласных в стечении согласных).
Выделите орфограмму. (1 ученик на доске).
V                        V
пятьдесят         пятьсот
Каковы условия выбора орфограммы?
(Орфограмма – Ь, условия выбора – буква, обозначающая мягкий согласный).
Обозначьте часть слова, в которой находится орфограмма.
(Ь обозначает мягкость согласного, на который оканчивается корень).
Определите падеж числительных.
(Именительный падеж, винительный падеж).
Сделайте выводы.
Сравните свои выводы с правилом в учебнике на странице 100. 

Ь в середине

50 – 80

500 – 900

 
Дополняет ли правило вывод, сделанный нами?
(Орфограмма в числительных 50 – 80, 500 – 900).
СЛАЙД-ОПОРА «Ь В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ»
 
Закрепление нового материала
На доске – числа:  
СЛАЙД
5, 70, 19, 60, 7, 900, 16, 20, 500, 14, 700, 18, 80, 600
Количественные числительные записаны цифрами.
На какие группы вы могли разделить эти числительные?
5,7 – простые числительные
остальные – сложные числительные

70, 800, 900, 80 – пишутся с Ь в середине
остальные – не относятся к изучаемой орфограмме
Запишите числительные в 2 столбика: 
в 1 столбик – числительные с Ь в середине
во 2 столбик – остальные числительные.
В числительных 1-ого столбика обозначьте орфограмму.
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу соседа.      
СЛАЙД
 
Развитие орфографических умений
СЛАЙД «Деформированный текст»
Перед вами деформированный текст, нарушена последовательность предложений в тексте. Прочитайте его про себя.
 
За  9  лет   учёбы   ребята   получают знания по разным предметам, взрослеют, пр…обретают   жизне(н;нн)ый   опыт. Сегодня  в  колледже  работает   150 препод…вателей,   учит(?)ся    685 студентов и 230 школьников. Школа при колледже существу…т уже 15 лет.   В этом   году  ему   исполн…тся   78  лет. Московский областной педагогический колледж - один   из старейших в Серпухове. 
 
- Восстановите текст.
СЛАЙД «Восстановленный текст»
 
Московский областной педагогический колледж - один из старейших в Серпухове. В этом году ему исполн…тся 78 лет. Сегодня здесь работает 150 препод…вателей, учит(?)ся 685 студентов и 230 школьников. Школа при колледже существу…т уже 15 лет. За 9 лет учёбы ребята получают знания по разным предметам, взрослеют, пр…обретают жизне(н;нн)ый опыт. 
 
- Объясните написание слов с пропущенными буквами.
СЛАЙДЫ 
Какова тема текста?
(Наш колледж. Школа при МОПК).
Какова основная мысль текста?
(Значимость школы, гордость за нашу школу).
Запишите текст, озаглавив его. Числа запишите словами.
 
Проверка
Какие числительные с Ь и без него в середине слова вам встретились?
Московский областной педагогический колледж - один из старейших в Серпухове. В этом году ему исполнится семьдесят восемь лет. Сегодня здесь работает сто пятьдесят преподавателей, учится шестьсот восемьдесят пять студентов и двести тридцать школьников. Школа при колледже существует уже пятнадцать лет. За девять лет учёбы ребята получают знания по разным предметам, взрослеют, приобретают жизненный опыт. 
 
Назовите условия выбора орфограммы.
Выделите орфограммы.
СЛАЙД ПУСТОЙ
Контроль знаний
Вам предстоит выполнить 6 тестовых заданий. Обращаю ваше внимание на то, что в каждом задании только 1 правильный ответ. Вы должны записать номер задания и вариант ответа. Время ограничено.
СЛАЙД «Тест. Задание № 1, 2»
Укажите неверное утверждение.
Одна треть – дробное числительное.
Трое – собирательное числительное.
Сорок восемь – целое числительное.
Сто – собирательное числительное. 
 
Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми.
1999, 300, 4, 17.
19, 50. 80, 1000.
8, 40, 100, 1.
3, 20, 18, 41.
 
СЛАЙД «Тест. Задание № 3, 4»
Укажите неверное утверждение.
Имя числительное – неизменяемая часть речи.
Имя числительное обозначает количество предметов или числа.
Имя числительное – это самостоятельная часть речи.
По составу количественные числительные бывают простыми, сложными и составными.
 
Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются сложными.
2007, 200, 5, 18.
3, 28, 19, 900.
19, 500, 11, 80.
8, 1000, 100, 17.
 
СЛАЙД «Тест. Задание № 5, 6»
Выберите ряд, в котором во всех числительных в середине пишется Ь.
Пят..десят, сем..десят, шест..надцать, пят..сот.
Восем..сот, пят..надцать, сем..надцать, восем..десят.
Шест..сот, сем..десят, девят..сот, шест.десят.
Восем..надцать, сем..сот, восем..десят, девят..надцать.
 
Укажите падеж числительного восьмистам сорока двум. 
Творительный.
Дательный.
Родительный.
Предложный.
 
Проверьте себя.   
СЛАЙД «Ключи к тесту»
КЛЮЧИ К ТЕСТУ.
Г.
В.
А.
В.
В.
Б.
 
Поставьте себе оценки.
СЛАЙД «Нормы оценок»
«5» – нет  ошибок. 
«4» – 1 ошибки. 
«3» – 2-3 ошибки.
«2» – более 3 ошибок. 
Кто выполнил работу на оценку «5»?
СЛАЙД ПУСТОЙ
 
Итог урока
С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?
СЛАЙД «Название орфограммы»
Назовите ключевые слова урока. 
количественные числительные
сложные числительные
Ь в середине числительных
СЛАЙД «Ключевые слова»
 
Домашнее задание
Учебник § 22,
№ 219 стр. 102.
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий