Урок – практикум (10 класс). Тема: Рассказ И. Бунина «Чистый понедельник»

22 октября 2013 - Королева Т.Ю,

 Цель:

  • активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; 
  • показать, как через систему художественных средств реализуется авторский замысел; 
  • развить навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа. 
 
               Благодарю Бога, что он дал мне возможность
                написать «Чистый понедельник».
                                                                         И. Бунин 
Вопросы и задания к уроку:
  • Прочитать дома, подумать над вопросами:
- Как построен рассказ, на каком принципе? Что это дает автору?
- Ключевые образы, их суть и роль в рассказе?
- Взаимосвязь этих образов?
- Какую главную мысль выражает Бунин и почему рассказ так называется?
 
Ход урока
Вступительное слово.
 «Благодарю Бога…», - сказал Бунин о своем рассказе. Как и все другие рассказы, относящиеся к циклу «Темные аллеи», он тоже о любви. Но о любви «странной», от которой героиня отказывается. Рассказ «Чистый понедельник» именно об этой загадке. Распутывая ее узлы, Бунин развертывает повествование не только о любви- страдании, но и тайне человеческой судьбы, об отношении к тому, что люди называют «счастьем», о сложной природе русского национального характера, о духе самой истории, о вере в Бога и о непостижимости пути к нему.
Попробуем понять, как через поэтику, т.е. систему художественных средств, реализуется авторский замысел.
 
- Как построен рассказ, на каком принципе?
(Повествование дано в форме рассказа-воспоминания от лица героя. Осью композиции становятся сложные взаимоотношения действующих лиц, не названных по имени, - это Он и Она).
- Почему не названа центральная героиня?
(Видимо, осознанный прием, необходимый для того, чтобы оттенить ореол таинственности любимой женщины, так до конца и не понятой героем, её единственности. «Она» не нуждается в имени, т.к. сердцем героя владеет только она. Кроме того, неназванность героев в любовной истории, при всей ее неповторимости, служит знаком обобщающего, общечеловеческого смысла)
- Перечитаем начало рассказа, обратим внимание его стилистические особенности.
(Мастерски выписанный пейзаж, который готовит читателя к восприятию события радостного и особенного: «освобождающая жизнь», «бодрей неслись», «зеленые звезды», «оживленные». И ожидание нас не обманывает.
«… был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее».  Повторяющееся слово «каждый», подобно рефрену в лирическом стихотворении, усиливает ощущение взволнованной напряженности чувств героя, непрерывного ежечасного ощущения счастья.)
- Но так ли все безоблачно - увлекательно?
(Тень сомнения, которую герой старается отогнать: «Чем должно все это кончиться…отвела разговоры о нашем будущем…»)
Таков первый абзац, «зачин» рассказа, тонкой нитью в нем увязаны между собой начало и конец: это история любви без «будущего». Центром композиции является Она.
- Что, прежде всего, подчеркивает автор в ее внешности и внутреннем облике?
Обратим внимание на портрет, позы, жесты, манеру держаться, интерьер.
(Необычность и загадочность. Все детали облика, поведения, окружающей обстановки, интерьера комнат направлены на создание подобного впечатления. Повторяющиеся ремарки, подчеркивающие молчаливость и задумчивость. Вскользь оброненные суждения и оценки увиденного, указывающие на самобытность, тонкость души, изысканность вкуса).
- Чем объясняется «странность» героини?
(В ее натуре сложно совмещены противоположные начала.)
- Найдем эти несоответствия.
(Привычная роскошь и увеселения - внутренняя тяга к строгости бытия; привычка к рассеянной богемно–светской жизни - интерес к русской истории, учение на курсах; богатый интерьер квартиры - портрет «босого» Толстого; восточная красота - интерес к западноевропейским модным писателям;  гранатовое бархатное платье,  туфли с золотыми застежками  - скромная курсистка, завтрак за 30    копеек.)
- Каковы ее убеждения, взгляды на жизнь, представления о счастье? И на основании чего мы судим о них? 
(Диалог, прямые высказывания героини, образные намеки, данные в характеристике героини, ее корней происхождения).
Платон Каратаев из «Войны и мира» Толстого, его учение об опрощении жизни «восточная мудрость»,  убеждение о необходимости укрощения человеческих желаний. (Ассоциации, всплывающие в сознании героя-рассказчика).
Упоминание об астраханской бабушке. ( Астрахань -  узел,  где пересекаются пути из разных восточных стран).
Параллель между героиней и Москвой, душой России, ее историей.
По своему образу жизни погружена в быт артистически - богемной среды, а душой - в иной жизни, в иных временах. Это подчеркивает и поэтика имен.
Пересвет и  Ослябя - ассоциации с далекой русской древностью, величием, страданиями и подвигами. 
Названия монастырей таят в себе память о русской истории, о событиях при Грозном и Годунове, о Смутном времени, о жертвах и подвигах, о милосердии. 
- Описание посещения Новодевичьего монастыря.
Умиление влюбленного человека, точка зрения которого помогает выразить авторское чувство родины, ввести в рассказ лирическую ноту. Картина расцвечена сияющими красками (золотое, коралловое, белоснежное, солнечное). Эмоционально- оценочные определения («тонко и грустно», «светло, дивно», неугасимые «лампадки» и т. п.) создают особый ритм и тон повествования - тон щемящей нежности и пронзительно- элегического воспоминания.
Введение в текст цитат из летописных и других древних источников.
Так прорисовывается сложность русского национального характера, в котором уживаются разные полюса. В душе героини верх берет власть древних корней и это решает ее судьбу: она уходит в монастырь. И это не увлеченность красотой, эстетической стороной древнего религиозного уклада жизни, это поиск того, что способно заполнить жизнь человека смыслом. Это проявление национальных черт русского характера, в котором вместе с широкой вольницей чувств живет вечная потребность в чистоте, аскетической простоте и строгости бытия.
- Какую главную мысль выражает Бунин, почему рассказ так называется?
Чистый понедельник- первый день великого поста после разгульной масленицы. Чистый понедельник - в православной традиции своеобразная граница, рубеж между жизнью - суетной, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.
Чистый понедельник – и переход и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную. Название - метафора. Бунин своим рассказом выражал надежду на мощь духовных корней русского характера, жажду душевной чистоты, веры и жертвенного подвига. Но смысл рассказа не только частный, конкретный, но и всеобщий, символический. Раздвигая временные рамки, делая насыщенным и значимым исторический подтекст, Бунин от личной любовной истории двух людей переходит к раздумьям от сущности русского национального характера и его судьбе.
Задание на дом: самостоятельный анализ читательского восприятия одного из рассказов Бунина.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий