Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». 7 класс

26 октября 2013 - Королева Т.Ю,
article54.jpg

 I. Беседа

Как приходит зима? На ладонь ложится и тут же тает робкая белая снежинка. От белизны снега светлеет улица, белеет двор вашего дома. После осенней распутицы так непривычно чиста земля под ногами, что отчетливо виден каждый след на заснеженной тропинке. Руки сами тянутся к шапке снега на скамье или подоконнике — и вот уже круглый белый шар снежка летит в окошко!
- Определите тему и основную мысль прослушанного текста, дайте ему название. 
- Расскажите о том, какие чувства вы испытываете в первые дни зимы. Чем она вас привлекает? Что сказочного, чудесного вы ждете от этого времени года?
 
II. Анализ художественных текстов
1.  Прочитайте выразительно тексты. 
1) ...Что может быть тише падающего снега! Вчера весь день падал снег, и как будто это он с небес принес тишину... И всякий звук только усиливал ее: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами, но тишина от всего этого росла.
Какая тишина, какая благодать!
М.М.Пришвин
2) Снежок ты знаешь? Здесь он — редко, выпадет — и стаял. Ау нас, повалит, — свету, бывало, не видать дня три! На улицах — сугробы, все бело. На крышах, на заборах, на фонарях, — вот сколько снегу! С крыш свисает. Висит — и рухнет, мягко, как мука. Ну, за ворот засыплет. Дворники сгребают в кучи, свозят. Ане сгребай — увязнешь. Тихо у нас зимой и глухо. Несутся санки, а не слышно. Только в мороз визжат полозья...
И.С.Шмелев
- С каким настроением вы их читали? Подумайте, что сближает эти тексты?
- Какие звуки зимы услышали мастера слова? Найдите и выпишите из текстов глаголы звучания. Сколько их? Подумайте, как они помогают авторам «озвучить» зиму. Можно ли зиму назвать тихой? Почему?
- А какие краски есть у зимы? В какие цвета окрашивают зиму М. М. Пришвин и И. С. Шмелев? Проверьте свои предположения.

Языковые средства

М.М.Пришвин

И. С. Шмелев

Прилагательные, обо­значающие цвет

Бело

«Разноцветные» сло­ва других частей речи

Слова с ассоциатив­ным значением цвета

Снег (белый), небеса (серо-белый,  голубова­тый),   петух   (яркий, пестрый), ворона (чер­ный, серый), дятел (яр­кий, пестрый, красный, белый, черный), сойка (яркий, пестрый)

Снег (белый), свет (белый), сугроб (бе­лый), крыша (красный, черный), забор (чер­ный), фонарь (черный, тускло-желтый), мука (белый), зима (белый), санки (разноцветный, пестрый), мороз (крас­ный, синий)

- Представьте, что вы художник-иллюстратор. Чем вы будете рисовать: маслом, углем, пастелью, акварелью? Помогают ли вам слова с ассоциативным значением цвета выбрать материал для работы?
- Выпишите из текстов слова, обозначающие «действия» снега и действия с ним. Подумайте, как с их помощью авторы создают худо¬жественный образ русской зимы.
2.Прочитайте выразительно текст. О чем он? Определите основную мысль текста и озаглавьте его.
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!..
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки...
В.Архангельский
- С чем сравнивает автор снежинку? А по-вашему, на что она похожа?
- Найдите в тексте слова, описывающие полёт снежинки. Дополните этот ряд своими примерами.
(Снежинки — посыпались, кружатся, падают; летят, медленно опускаются, ложатся...)
- Подберите эпитеты к слову снежинка.
(Снежинка — легкая, искристая, колкая, лохматая, нежная, пушистая, робкая, хрупкая, чистая...)
- Раскройте значение сочетаний слов снежная крупа, хлопья снега, снежный наст.
При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья...
А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.
В.Архангельский
- Какой вы представляете снежинку? «Нарисуйте» ее словом, используя разнообразные языковые средства: эпитеты, сравнения, метафоры.
3. Прочитайте начало текста М. Гая. А по-вашему, какого цвета бывает снег? Продолжите текст. 
Каким бывает снег?
«Золотой», — сказало утро и осветило лес. «Голубой», — проговорило небо.
(Продолжение текста: «Синий»,— прошептали деревья. «Хо¬лодный»,— произнесла белая куропатка и спряталась в снег. «Серебряный», — промолвила луна, поднимаясь к звездам.)
4. Прочитайте выразительно текст. С каким настроением вы начали читать его? А с каким закончили?
Снеговая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густой пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!
Все слилось, все смешалось: земля, небо, воздух превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистел, как змей, и душил все, что ему ни попадалось...
Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми...
Наконец стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо блестит безоблачной синевой.
Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего... Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах...
С. Т.Аксаков
- Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.
- Какие картины вставали в вашем воображении при чтении тек¬ста?
- Объясните лексическое значение слов метель, вьюга, пурга, буран, буря. Что из них сильнее?
Буран — сильная метель, снежная буря (обычно в степи, на открытых местах). Буря — сильный ветер большой, разрушительной силы, сопровождаемый обычно дождем, снегом, градом. Вьюга — сильная метель, снежная буря. Метель — сильный ветер со снегом, вьюга. Пурга — сильная снежная вьюга; буран со снегом.
- Найдите в тексте глаголы, с помощью которых автор описыва¬ет начало бурана, его разгар и окончание. В какой части оказалось больше глаголов? Подумайте почему.
- С чем сравнивает Аксаков степь во время бурана и после его окончания? Как такое сравнение помогает передать силу и ярость снежной бури?
- Выпишите из текста ключевые слова и попробуйте по ним вос¬становить текст.
-  Продолжите тематическую сетку.
Зима. Какая? Что делает?
Снег. Какой? Что делает?
Иней. Какой? Что делает?
Мороз. Какой? Что делает?
Туча. Какая? Что делает?
Ветер. Какой? Что делает?
П а м я т к а - подсказка
1. Прежде чем начать рассказывать, подумайте, чем порадовала, удивила вас зима. Определите основную мысль вашего будущего рассказа и продумайте его композицию.
2. Рассказывая о зиме, старайтесь с помощью изобразительно-выразительных средств языка передать СВОЁ восприятие зимы. 
3. Многие строки прочитанных текстов могут стать началом рассказа.
 
III. Беседа по картине
  • Рассмотрите репродукцию картины И.Попова «Первый снег». Определите жанр.
  • Что дорого художнику в русской зиме? Опишите настроение этой картины. Зима на полотне грустит, скучает или... Радуется, блистает или... Застыла, уснула или...
  • Что на картине привлекает ваше внимание? Что вам особенно нравится?
  • Подумайте, почему художник назвал картину «Первый снег». А как бы вы назвали картину? Предложите свое название.
  • Какие чувства наполняют человека, видящего эту картину? С помощью каких художественных приемов (выбор композиции, цветовых оттенков, колорита) художник сумел передать эти чувства зрителю?
  • Опишите сюжет картины. Что вы видите на первом плане? Что на втором? Что является центром картины?
- Дополните характеристики цветов и оттенков, которые помогут вам при описании гаммы картины.
Белый — серебристо-белый, бело-голубоватый, беловатый...
Синий — голубой, лазурный, серо-голубой...
Желтый — золотистый, коричневато-золотистый, бледно-желтый...
- Назовите теплые и холодные цвета и оттенки. Обратите внимание на тот факт, что по законам перспективы отдаленные предметы, как правило, бывают окрашены в холодные тона.
- Подберите синонимы к слову художник; картина; изображать.
(Живописец, автор картины, пейзажист; полотно, произведение; рисовать, писать, создавать образ, передавать красками)
IV. Работа над сочинением
V. Итог урока. Домашнее задание
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий