Конспект урока развития речи в 7 классе на тему «Портрет моего дома»

5 ноября 2013 - Королева Т.Ю,

Автор: Королева Татьяна Юрьевна

 Публицистический стиль

I.  Речевая разминка. 
Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и в ней все родное. Матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает нас от врагов. Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но у человека одна родная мать, одна у него и Родина.
К.Д.Ушинский
- Какова тема и основная мысль текста? Как его можно озаглавить? Найдите контекстуальные синонимы в тексте (Отечество — Родина — мать).
Семья — это частичка Родины. А главным началом семьи яв¬ляется дом. Дом — это сложное и таинственное образование. Это и его стены, это и особое место расположения, это и особые голоса, неповторимые скрипы, звуки. Это и родные люди. Всякий дом имеет свои атрибуты. И это, во-первых, крыша. Она означена в культуре как кров, покров и символизирует надежность. Есть замечательная пословица: «Не как стройся, а как кройся».
Стены символизируют опору, некую крепость, ограду. В «Домострое» читаем: «Мой дом — моя крепость». Именно стены несут на себе функцию родовой памяти. Это выражается в тех картинах, фотографиях, предметах, которые висят на стенах. В этом смысле - что на стенах, то и в душе.
Окна и двери — это возможность сообщения с миром. И здесь возникает множество ассоциаций: «окно в мир», «ломиться в открытую дверь» или «двери моего дома всегда открыты».
А порог - некий предел, черта, которую надо переступить. Существует обычай не здороваться через порог, потому что он как бы разделяет людей.
Много еще атрибутов у дома - ступени, углы, подвал, чердак. Ступени - это часто образ восхождения «на духовную гору», образ протяженности жизненного пути. В истории архитектуры сохранились интересные сведения о том, что дома на Руси строи¬лись обычно окнами во двор. Петр Великий первым приказал при строительстве Петербурга все дома строить окнами на улицу.
В наше стандартизированное время у большинства довольно скромные условия бытования. Но все же... есть кухня. Она часто и столовая. Про кухню можно написать не один рассказ. Именно на кухне происходит совместная трапеза, а значит, и задушевные разговоры. Но главное в доме — атмосфера, уют. Уют чаще всего связывается с чувством покоя, заботливости и любви. Уют, по сути, вообще совпадает с понятием дома. В каком-то смысле уют — это и есть дом
(По Б. В. Ничипорову).
Дом - это зеркало души. Вспомните героев сказок: они всегда возвращаются домой. Например: «Иван-царевич воротился домой... Взял Марью-царевну, и стали они жить-поживать, добра наживать». 
- Каково значение дома в жизни человека? И каково значение дома в жизни каждого из нас?
 
II. Сообщение темы, постановка целей
- Сегодня мы готовимся к написанию сочинения в публицистическом стиле «Портрет моего дома».
 
II. Словарная работа
- Задание 1-й группе: подберите к слову синонимы, в то числе контекстуальные, «дом».   Задание 2-й группе: подберите однокоренные слова к слову «дом».
Дом - строение, жилище, приют, хозяйство, семья, домочадцы («жить одним домом»), хата, квартира, изба, усадьба, палаты, дворец, хижина, лачуга, землянка, хоромы, терем, шалаш, курень, шатёр, чум, яранга, сакля, юрта, чертог.  
- Определите значения слов дом и уют.
Давайте проведем небольшое лингвистическое исследование слов со значением «жилое строение, устройство».
Первоначально славяне жили в «кущах» (полуземлянках-шалашах). «Куща» - исконно славянское слово, родственное слову «кутать» (старое значение «прятать, беречь, сохранять»). Кущи — это жилище в основном из ветвей, хвороста, дерева. Затем славяне жили в «вежах» (домах-повозках).
А потом появились избы. Перед нами, казалось бы, самое русское слово — «изба». И тем не менее это слово заимствовано из германского stuba — «теплое помещение», «баня». В древнерусском языке оно выглядело так: «истьба» — и обозначало баню, а затем жилой дом.
Слово «хижина» («хызина») было обозначением скромного, часто бедного жилища. В художественных текстах часто сопро¬вождается эпитетами «утлая», «убогая».
Слово «лачуга» (древнерусское «алачуга», «олачуга») заимствовано из тюркского «палатка, войлочный шатер», «шалаш из коры, ветвей». Слово «хижина» устарело, а «лачуга» со значением убогого, невзрачного жилья и сейчас употребляется в нашей речи.
А вот слово «сарай» при заимствовании изменило свое значение. В тюркских языках сарай — «дом, дворец»; «комната для жилья». В русском языке сарай — дощатая нежилая хозяйственная постройка.
Слово «храм» в древнерусских текстах помимо современного значения «храм, церковь» обозначало здание вообще. Определите значение слова «хоромы». Сегодня слово «храм» в значении «церковь» стоит рядом со словом «святой» (святой храм). Слова «храм» и «церковь» —синонимы. 
А что такое светлица и горница? Этимология этих слов прозрачна: светлица (свет) — постройка с окнами (ср.: светлица— темница); горница (др.-русск. «горьнь» —«верхний», от горы) — построенная на возвышении, на столбах.
А как образовано слово «дворец»? Таким же образом, как, например, «сердце»: с помощью уменьшительного суффикса — «-ьц-»: «сьрьце» —это середина, середка, а «дворьць» —это дворик. Таким образом, дворец — центр, середина, сердце ограничен¬ного воротами или дверьми пространства.
А откуда взялись «палаты» белокаменные? Древнерусское слово «полаты» обозначало «дворец, покой, шатёр». «Полата» для русского человека представлялась сооружением из камня.
Слово «терем» заимствовано из греческого - «дом, жилище». В русском фольклоре терем — это сказочный дворец, в некоторых сказках — своего рода прообраз многоэтажного дома. Вспомните сказку «Теремок».
Знакомая с детства «Сказка о рыбаке и рыбке». Последуем за желаниями сварливой старухи («Сказка — ложь, да в ней намек...»): «изба» — «терем» («Не хочу быть черной крестьянкой, / Хочу быть столбовою дворянкой») — «палаты» («Не хочу быть столбовою дворянкой, / А хочу быть вольною царицей»). «В палатах видит он свою старуху, / За столом сидит она царицей...»
Очень тонко в этой сказке поэт рисует важные особенности различных построек. Таким образом, слово в языке и соотнесено с лексическим значением, и в то же время соединено множеством связей. Слово есть фрагмент национальной культуры и истории.
- Выбирая прилагательные, охарактеризуйте следующие виды жилищ. Что помогло вам правильно составить сочетания слов?
Изба, шатер, лачуга, терем, палаты, дворец, храм.
(Дряхлый, крестьянский, родительский, белокаменный, хилый, ветхий, святой, мраморный, высокий, резной, высокий, оружейный, княжеский, расписной, многолюдный, чистый, каменный, большой, роскошный, сказочный, шелковый, бело-полотняный.)
 
III. Анализ текстов
- Дом можно описать по-разному.
1. Прочитайте два небольших текста – для каждой группы он свой, определите, к какому типу речи они относятся и в каком стиле написаны. Что мы можем сказать о жильцах по описанию комнаты?
Текст     №   1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловской ссылке. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зелёным сукном. На нём стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами наполненный книгами шкаф, на проти¬воположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены — деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, — туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу — огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковёр...
(Из путеводителя)
Текст     №   2
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть дли¬ной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтень¬кими, пыльными и всюду отставшими от стены обо¬ями, и до того низенькая, что чуть-чуть высокому че¬ловеку становилось в ней жутко, а всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.
(Ф.М. Достоевский)
2. Прочитайте текст-описание помещения.
Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть её. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович, и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту. Вокруг окон и над дверями находилось множество небольших картинок, которые как-то привыкаешь почитать за пятна на стене и потому их вовсе не рассматриваешь. Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный и содержавшийся с такой опрятностью, с какою, верно, не содержится ни один паркет в богатом доме.
(Н.В. Гоголь)
- В каком стиле дано описание? Почему? Можем ли мы понять отношение автора к героям? 
3. Определите целевую установку, ситуацию и стиль речи следующих описаний.
Текст    №   1
Я заглянул в окно покинутой избы... В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами.
(В.П.Астафьев)
Текст     №   2
Меняю 1-комнатную квартиру улучшенной планировки (18/36 кв.м, ул. Рахманинова) и комнату на общей кухне (все удобства, на двух хозяев, ул. Кронштадтская) на 2-комнатную квартиру (желательно р-н Арбеково). Первый и последний этажи не предлагать. Тел. 62-56-41 (раб.), Нелли.
(Объявление из газеты)
Текст     №   3
У здания лестничного павильона пластичность декора сохранить применением пучков свободно стоящих колонн, которые принесут эффективную живописность...
(Из заказа реставраторов строительной бригаде)
4. Есть ли ярко выраженные признаки стиля у следующего описания помещения?
Дом
На краю деревни стоит дом. Дом деревенский, каменный. У дома маленькие окна, а на окнах резные наличники. На подоконнике цветы в горшках. В доме простая мебель: деревянная кровать, стол со скамьёй, старый умывальник, на котором висит полотенце. Перед дверью домотканый коврик.
- Отредактируйте текст так, чтобы явно чувствовались признаки стиля описания. 
- О чём бы вы рассказали, если бы сочинения начинались так.
1) Я увидел недостроенный дом. Он насквозь был пронзен резким серебряным светом. Только у подножия лежали густые тени. И в эту минуту сердце ощутило самую волнующую и непрочную в мире красоту — красоту недостроенного...
Е.М.Богат
2) Мой друг! Каждый из нас живет в доме, и дом этот своим теплом, уютом, своим душевным и духовным настроением составляет суть нашей жизни...
С.С.Гейченко
3) У нас почему-то ныне стало меньше любви и привязанности к родному месту, дому, семье. А это очень обедняет человека. Лиши дерево корней — оно погибнет. Так же и с человеком...
С.С.Гейченко
 
III. Задание на дом – по группам
1 группа. Подберите пословицы, поговорки, крылатые выражения со словом «дом».
2 группа. Найдите описания дома, жилища в стихотворениях. 
3 группа. Нарисуйте жилища разных народов.
4 группа. Напишите сочинение в публицистическом стиле «Портрет моего дома» по данному началу.
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий