Конспект урока развития речи на тему «Сочинение-описание помещения в художественном и официально-деловом стилях»

10 ноября 2013 - Королева Т.Ю,

 Автор: Королева Татьяна Юрьевна,

ГОУ МО «МОПК СПО»

I.  Речевая разминка. Сообщение темы, постановка целей
- Прочитайте про себя стихотворение Э.  Успенского «Разгром».
Мама приходит с работы,                         — Может, не наш этаж?
Мама снимает боты,                                  — Наш.
Мама приходит в дом,                               Просто приходил Серёжка,
Мама глядит кругом.                                 Поиграли мы немножко.
— Был на квартиру налёт?                       — Значит, это не обвал?
— Нет.                                                        — Нет.
— К нам заходил бегемот?                      — Значит, слон не танцевал?
— Нет.                                                        — Нет.
— Может быть, дом не наш?                   — Очень рада. Оказалось,
— Наш.                                                       Я напрасно волновалась.
 
- Какую картину увидела мама, вернувшись домой? 
- Что вы делали, рассказывая про разгром в квартире?
- А в каком стиле речи получилось наше описание?
- Сформулируйте тему урока, определите цели.
 
II. Словарная работа
- Задание 1-му варианту: подберите к слову синонимы, в то числе контекстуальные, «дом».   Задание 2-му варианту: подберите однокоренные слова к слову «дом».
Дом - строение, жилище, приют, хозяйство, семья, домочадцы («жить одним домом»), хата, квартира, изба, усадьба, палаты, дворец, хижина, лачуга, землянка, хоромы, терем, шалаш, курень, шатёр, чум, яранга, сакля, юрта, чертог.  
- Определите значения слов дом и уют.
Давайте проведем небольшое лингвистическое исследование слов со значением «жилое строение, устройство».
Первоначально славяне жили в «кущах» (полуземлянках-шалашах). «Куща» - исконно славянское слово, родственное слову «кутать» (старое значение «прятать, беречь, сохранять»). Кущи — это жилище в основном из ветвей, хвороста, дерева. Затем славяне жили в «вежах» (домах-повозках).
А потом появились избы. Перед нами, казалось бы, самое русское слово — «изба». И тем не менее это слово заимствовано из германского stuba — «теплое помещение», «баня». В древнерусском языке оно выглядело так: «истьба» — и обозначало баню, а затем жилой дом.
Слово «хижина» («хызина») было обозначением скромного, часто бедного жилища. В художественных текстах часто сопровождается эпитетами «утлая», «убогая».
Слово «лачуга» (древнерусское «алачуга», «олачуга») заим¬ствовано из тюркского «палатка, войлочный шатер», «шалаш из коры, ветвей». Слово «хижина» устарело, а «лачуга» со значением убогого, невзрачного жилья и сейчас употребляется в нашей речи.
А вот слово «сарай» при заимствовании изменило свое значение. В тюркских языках сарай — «дом, дворец»; «комната для жилья». В русском языке сарай — дощатая нежилая хозяйственная постройка.
Слово «храм» в древнерусских текстах помимо современного значения «храм, церковь» обозначало здание вообще. Определите значение слова «хоромы». Сегодня сло¬во «храм» в значении «церковь» стоит рядом со словом «святой» (святой храм). Слова «храм» и «церковь» —синонимы. 
А что такое светлица и горница? Этимология этих слов прозрачна: светлица (свет) — постройка с окнами (ср.: светлица— темница); горница (др.-русск. «горьнь» —«верхний», от горы) — построенная на возвышении, на столбах.
А как образовано слово «дворец»? Таким же образом, как, например, «сердце»: с помощью уменьшительного суффикса — «-ьц-»: «сьрьце» —это середина, середка, а «дворьць» —это дво¬рик. Таким образом, дворец — центр, середина, сердце ограничен¬ного воротами или дверьми пространства.
А откуда взялись «палаты» белокаменные? Древнерусское слово «полаты» обозначало «дворец, покой, шатёр». «Полата» для русского человека представлялась сооружением из камня.
Слово «терем» заимствовано из греческого - «дом, жилище». В русском фольклоре терем — это сказочный дворец, в некоторых сказках — своего рода прообраз многоэтажного дома. Вспомните сказку «Теремок».
Знакомая с детства «Сказка о рыбаке и рыбке». Последуем за желаниями сварливой старухи («Сказка — ложь, да в ней намек...»): «изба» — «терем» («Не хочу быть черной крестьянкой, / Хочу быть столбовою дворянкой») — «палаты» («Не хочу быть столбовою дворянкой, / А хочу быть вольною царицей»). «В палатах видит он свою старуху, / За столом сидит она царицей...»
Очень тонко в этой сказке поэт рисует важные особенности различных построек. Таким образом, слово в языке и соотнесено с лексическим значением, и в то же время соединено множеством связей. Слово есть фрагмент национальной культуры и истории.
- Выбирая прилагательные, охарактеризуйте следующие виды жилищ. Что помогло вам правильно составить сочетания слов?
Изба, шатер, лачуга, терем, палаты, дворец, храм.
(Дряхлый, крестьянский, родительский, белокаменный, хилый, ветхий, святой, мраморный, высокий, резной, высокий, оружейный, княжеский, расписной, многолюдный, чистый, каменный, большой, роскошный, сказочный, шелковый, бело-полотняный.)
 
III. Анализ текстов
- Дом можно описать по-разному.
1. Прочитайте два небольших текста, определите, к какому типу речи они относятся и в каком стиле написаны. Что мы можем сказать о жильцах по описанию комнаты?
Текст     №   1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловской ссылке. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зелёным сукном. На нём стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены — деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, — туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу — огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковёр...
(Из путеводителя)
Текст     №   2
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низенькая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, а всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.
(Ф.М. Достоевский)
2. Прочитайте текст-описание помещения.
Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть её. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович, и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту. Вокруг окон и над дверями находилось множество небольших картинок, которые как-то привыкаешь почитать за пятна на стене и потому их вовсе не рассматриваешь. Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный и содержавшийся с такой опрятностью, с какою, верно, не содержится ни один паркет в богатом доме.
(Н.В. Гоголь)
- В каком стиле дано описание? Почему? Можем ли мы понять отношение автора к героям? 
3. Определите целевую установку, ситуацию и стиль речи следующих описаний.
Текст    №   1
Я заглянул в окно покинутой избы... В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ни¬ми птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами.
(В.П.Астафьев)
Текст     №   2
Меняю 1-комнатную квартиру улучшенной планировки (18/36 кв.м, ул. Рахманинова) и комнату на общей кухне (все удобства, на двух хозяев, ул. Крон¬штадтская) на 2-комнатную квартиру (желательно р-н Арбеково). Первый и последний этажи не предлагать. Тел. 62-56-41 (раб.), Нелли.
(Объявление из газеты)
Текст     №   3
У здания лестничного павильона пластичность декора сохранить применением пучков свободно стоящих колонн, которые принесут эффективную живописность...
(Из заказа реставраторов строительной бригаде)
4. Есть ли ярко выраженные признаки стиля у следующего описания помещения?
Дом
На краю деревни стоит дом. Дом деревенский, каменный. У дома маленькие окна, а на окнах резные наличники. На подоконнике цветы в горшках. В доме простая мебель: деревянная кровать, стол со скамьёй, старый умывальник, на котором висит полотенце. Перед дверью домотканый коврик.
- Отредактируйте текст так, чтобы явно чувствовались признаки стиля описания. 
 
III. Задание на дом
1. Подберите пословицы, поговорки, крылатые выражения со словом «дом».
2. Найдите описания дома, жилища в стихотворениях. 
3. Нарисуйте жилища разных народов.
4. Напишите сочинение-описание помещения в соответствии с целью высказывания и ситуацией общения:
  • Письмо другу (о подготовке школьного кабинета к новогоднему празднику).
  • В нашей школе есть музей...
  • Дом сказочного героя.
 
Текст     №   1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловской ссылке. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зелёным сукном. На нём стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены — деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, — туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу — огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковёр...
(Из путеводителя)
Текст     №   2
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низенькая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, а всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.
(Ф.М. Достоевский)
***
Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть её. Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович, и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту. Вокруг окон и над дверями находилось множество небольших картинок, которые как-то привыкаешь почитать за пятна на стене и потому их вовсе не рассматриваешь. Пол почти во всех комнатах был глиняный, но так чисто вымазанный и содержавшийся с такой опрятностью, с какою, верно, не содержится ни один паркет в богатом доме.
(Н.В. Гоголь)
Текст    №   1
Я заглянул в окно покинутой избы... В самой избе кавардак невообразимый. На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами.
(В.П.Астафьев)
Текст     №   2
Меняю 1-комнатную квартиру улучшенной планировки (18/36 кв.м, ул. Рахманинова) и комнату на общей кухне (все удобства, на двух хозяев, ул. Кронштадтская) на 2-комнатную квартиру (желательно р-н Арбеково). Первый и последний этажи не предлагать. Тел. 62-56-41 (раб.), Нелли.
(Объявление из газеты)
Текст     №   3
У здания лестничного павильона пластичность декора сохранить применением пучков свободно стоящих колонн, которые принесут эффективную живописность...
(Из заказа реставраторов строительной бригаде)
Дом
На краю деревни стоит дом. Дом деревенский, каменный. У дома маленькие окна, а на окнах резные наличники. На подоконнике цветы в горшках. В доме простая мебель: деревянная кровать, стол со скамьёй, старый умывальник, на котором висит полотенце. Перед дверью домотканый коврик.
 
Памятка-подсказка
1. Прежде чем начать писать, подумайте, о каком доме пойдет речь в вашем сочинении: тереме, дворце, замке или...
2. В сочинении вы будете описывать предмет, поэтому приведите его признаки. Сообщение о признаках предмета является основной информацией. Обратите внимание на цвет дома (теплый или холодный), форму (острые или плавные линии, прямоугольные или округлые формы), масштабность (огромные, высокие залы или уютные светлые комнаты).
3. В художественном стиле выделяются самые яркие признаки предмета, создающие образ, например: расписной терем, мраморный дворец, белокаменные палаты, черепичная крыша, лепные карнизы; окна, как огненные щиты; отливающие золотом окна; таинственный шорох; светлая горница, дубовые столы, изразцовая печь; простой, невзрачный, с круглыми тусклыми стеклами...
4. В художественном описании предмета используются выразительно-изобразительные средства: переносные употребления слов, эпитеты, сравнения, метафоры.
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий