Конспект урока в 6 классе на тему «Имя существительное. Обобщение изученного»

30 ноября 2013 - Королева Т.Ю,

 Цели: 

  • обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;
  • содействовать совершенствованию орфографического навыка, развитию связной речи учащихся
Оборудование: 
перфокарты, карточки со словами для орфографической работы, отпечатанные тексты.
 
Ход урока
 
I. Организационный момент

II. Сообщение темы, постановка целей
- Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока?
- Запишите число, «Классная работа», тему в тетрадь.
 
III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания
- Дайте определение имени существительного.
- Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу  слова и определить способ словообразования. Все эти слова – существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных. 
(Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом:
а) суффиксальным – барабанщик, градусник, тишина, воспитатель; 
б) приставочно-суффиксальным – наушники, взморье, заречье, подоконник; 
в) приставочным (реже) – сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор;
г) бессуффиксным – перелёт, выбор, синь, глушь, бег; 
д) сложением основ – атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец.)
- Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных?
(В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный.
Также: стенгазета – начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз – начальные части слов;  МОПК – соединяются названия начальных букв, ТЮЗ – начальные звуки  -  это аббревиатура).
 
IV. Повторение морфемного состава имён существительных
- Какие морфемы записаны на доске?
 
-л-
-оват-
-ец-
-ушк-
-еньк-
-ич-
-онок-
-очк-
-ть-
-тель-
-ищ-
-ин- 
- На какие две группы можно разделить эти суффиксы?
(Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.)
- Выберите суффиксы других частей речи. 
- Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька.
- Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий)
- В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами.
- Какие слова записали?
 
V. Орфографическая работа
- Прочитайте слова на доске (на карточках).  Что у них общего?
 
плеч…
родник
сокровищ…
луч…
гореч…
безветрие
роскош…
туч…
сила
задач…
 
- К словам «безветрие», «сила», «родник» подберите синонимы.
(убрать карточки со словами, под ними – ключ…, тиш…, мощ… )
- Что теперь общего? (Орфограмма «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных») 
- Как вы думаете, какое будет задание?
- Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак. 
(1 ученик за доской)
- Проверьте. Кто не согласен?
- Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.)
- Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку. 
- Назовите слова, в окончаниях которых пишется О. 
- Какая гласная в окончаниях других слов? (Е)
- Объясните написание окончаний. 
 
VI. Работа с перфокартами
- Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И – Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.)
- Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е?
- Проверим ваше умение использовать это правило на практике.
- Приготовьте перфокарты, листочки.
 
1. шёл               к станции        по дороге        по аллее
2. беседовал     о профессии   об отзыве         о героизме
3. рассказывал о берёзе           о лекции          о брошюре
4. говорил        о Марии          о Наталье         о Маше 
5. сидел            на ели              на постели       на ёлке
6. говорил        Дарье               Ксении             Даше
7. писал            в тетради         в тетрадке        в альбоме
8. материал      по истории      по географии   по химии
9. беседа           о космосе        медицине         растении
- Сдайте работы.
 
VII. Работа с текстом
- На наших уроках мы не раз обращались к поэзии А.А.Фета. Какую особенность некоторых его стихов мы отметили? (Отсутствие глаголов, обилие существительных. При этом стихи динамичны: действие обозначают существительные бег, шёпот, шелест и т.п.; также есть движение взгляда, изменения в природе и в состоянии лирического героя -  всё это передано с помощью существительных.)
- Прочитаем текст.
Афанасий Афанасьевич Фет… Имя, знакомое с детства. Фет – замечательный поэт-пейзажист, воспевший в своём творчестве природу России. В его стихах предстаёт перед нами робкая русская весна: … . Нам открывается русское лето … . Мы любуемся неповторимой русской осенью: … . Нас радует сказка русской зимы: … . 
У Фета особый  путь в искусстве: он стремится запечатлеть ускользающую, мимолётную красоту  - красоту мира и человеческих чувств.
- Какова тема текста? Какое предложение содержит главную мысль? Озаглавьте текст. 
- Почему в тексте так часто повторяется слово «русская»?
- Объясните постановку тире в третьем предложении. В роли каких других членов предложения может выступать имя существительное? Приведите примеры из текста.
- Что вы можете сказать о фамилии Фет? (Она иноязычного происхождения; оканчивается на согласный; слово склоняется, т.к. в данном случае фамилия принадлежит мужчине. Но – «Шарлота Фёт, о Шарлоте Фёт». Это несклоняемое существительное.) 
- Найдите разносклоняемые имена существительные. (путь, имя) Почему они так называются? (Род., дат., предл. пад. ед.ч. - окончания 3-го скл.; тв.пад. – 2-го.) 
- Дополните 4, 5, 6 и 7 предложения, напишите, о каких именно приметах весны пишет поэт, что радует нас летом или зимой, что восхищает осенью. 
- Прочитайте свои предложения. Какой знак препинания нужно поставить в 4, 6 и 7 предложениях? Почему? (:  Ряд однородных членов с обобщающим словом.)
 
IX. Подведение итогов
- Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока? 
- Оценки за урок… Тетради сдать.
 
X. Домашнее задание
- § 42, план морфологического разбора; упр.234, с.94.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий