Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Восклицательные предложения"

24 октября 2013 - Королева Т.Ю,

 Тема:   «Восклицательные предложения»

Цели:  

  • повторить изученное по теме «Предложение»;
  • формировать умение распознавать предложения по цели 
  • высказывания, по интонации, выразительно читать 
  • восклицательные предложения;
  • содействовать развитию связной речи учащихся, 
  • воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование:  тетради, письменные принадлежности, учебники.
 
                                      ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка целей
3. Работа с текстом
  • На доске написан текст. Прочитайте его про себя и разделите на предложения.
  • Как мы обозначим начало и конец предложения?
(Работа выполняется устно; ученики выходят к доске, обозначают границы предложений.)
  • Прочитаем выразительно этот текст.
  • Определите тему, идею.
  • Озаглавьте текст. Ваш заголовок отражает тему или идею?

Автор назвал текст «Вести из леса». Подберите синонимы к слову «вести». (Новости, сообщения, известия.)

Какая же главная новость из леса? (Скорое наступление зимы.)

 
  • Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите орфограммы,   объясните написание.
  • Выпишите предложение, которое соответствует схеме   _________  ?
  • Прочитайте его с нужной интонацией.
Что это за предложение?
Какие предложения мы называем вопросительными? (Которые содержат вопрос.)
-Какое слово в данном предложении помогает нам задать вопрос?
-Куда же попрятались птицы и звери?
-Какие ещё виды предложений по цели высказывания вы знаете?
  • Прочитайте повествовательные предложения.
-В чём особенность таких предложений? (Содержат сообщение.)
  • Выпишите побудительное предложение.
  • Подчеркните грамматическую основу. («Ребята» - это не подлежащее, а обращение, обозначим его буквой О.)
-Что вы ещё можете сказать об этом предложении? (Оно восклицательное.)
-А остальные предложения? (Невосклицательные)
-Чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных?
  • Объясните значение слова «эмоция». (Душевное переживание, чувство.)
  • Запишите это слово в «Словарь трудных слов», запомните написание.
-Какие бывают эмоции?
  • Составьте устно предложения, передающие различные эмоции.
-Есть слова, которые помогают нам это сделать. Я прочитаю предложения, а вы попробуйте такие слова найти.
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!
Что за прелесть эти сказки!
Что за диво!
Всё так чисто и красиво!
 Ну и денёк!
Сколько интересных книг!
  • Проверьте себя. (На доске записаны слова.)
что за           ах
ну и               ох
сколько         ух
как                эх
-В тексте нам встретилось предложение, восклицательное по интонации и побудительное по цели высказывания. Запишите 2 подобных предложения.
-А могут ли повествовательные предложения быть восклицательными? А вопросительными? Приведите примеры таких предложений.
-Какие знаки вы поставите в конце вопросительных восклицательных предложений? Прочитайте свои предложения с особой интонацией.
-Какие эмоции вы стремились передать?
-Как вы думаете, какие чувства испытывал автор текста?
-Почему он призывает нас помогать животным зимой? Ответьте на это вопрос письменно. Постарайтесь в своём ответе использовать и восклицательные предложения, возможно, со словами, написанными на доске.
  • Прочитайте ваш ответ.
  • Приготовьтесь к концу урока.
 
4. Итог урока
- Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете? По интонации? В чём особенность восклицательных предложений? Какой знак ставится в конце таких предложений? 
-   Мы на уроке выполняли различные задания. Какое из них вам показалось наиболее трудным?
 
5. Домашнее задание 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий