Лекция "Средства художественной выразительности"

31 октября 2013 - Королева Т.Ю,

 ФОНИКА – система форм звуковой организации речи (прежде всего поэтической); стилистически значимое использование в тексте звукового состава языка.

Формы звуковой организации речи:
- звуковые повторы: аллитерация и ассонанс
- звукоизобразительность
- звукопись
- анафора
- эпифора
- кольцо
- анадиплозис …
Суть её заключается в комбинировании фонетически однородных или, наоборот,  контрастных звуков и звукосочетаний для усиления смысловой выразительности речи. Фоника никогда не является в тексте чем-то самостоятельным или самодовлеющим. Она лишь дополняет его смысловые признаки, приводит звуковой облик в соответствие с изображаемыми картинами. На фонику текста оказывают влияние, во-первых, возможности, предоставляемые языком; во-вторых, традиция (например, принадлежность текста к определённому литературному направлению, жанру, стилю речи и др.) и, в-третьих, индивидуальная склонность автора к определённым языковым средствам.
 
ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ — фактически мотивированная связь между формой языковой единицы и признаком обозначаемого ею объекта.
Как правило, говоря о 3. имеют в виду прежде всего звукоизобразительные слова и словосочетания, т.е. лексику языка. Все звукоизобразительные слова принято делить на звукоподражательные и звукосимволические.
К последним относят слова, фонетический (звуковой) облик которых моти¬вирован положенным в основу номинации (наименования) незвуковым признаком обозначаемого предмета: хапать, ходить на цыпочках и под.
Звукосимволические слова чаще всего обозначают разные виды движения, форму, величины, свойства поверхности объектов; физиологические и эмоциональные состояния человека, его походку, мимику, т.е. те свойства, которые могут восприниматься сенсорикой человека (за исключением слуховых впечатлений).
Когда же речь идет о слуховой модальности, мы имеем дело со звукоподражательными словами (ку-ку, гав-гав, мяу-мяу, тик-так).
В совокупности звукосимволические и звукоподражательные единицы языка и образуют его звукоизобразительный потенциал.
Большой экспрессивный, выразительно-изобразительный заряд звукоизобразительных единиц делает значимым их изучение с точки зрения культуры речи, стилистики, риторики.
 
ЗВУКОПИСЬ - подбор звуков в речи (как правило, поэтической) таким образом, чтобы их состав соответствовал изображаемой картине. Напр.: «СкУчно нам слУшать осеннЮЮ въЮгУ» (Н. Некрасов).
В этой строке Н. Некрасов б раз повторяет звук [У] и 3 раза звук [С], дополнительно способствуя передаче воя ветра, одиночества, страха. Такая семантизация достигается благодаря включению в языковую структуру стихотворения слов, содержащих необходимый звук или сочетание звуков, способствующих созданию художественно-эстетических эффектов и вызывающих зрительные, слуховые или иные ассоциации.
3. осуществляется через систему звуковых повторов, к которым относятся Аллитерация, Ассонанс, Звукоподражание — особенно звукоподражание шороху, свисту, крикам животных и другим звукам живой и неживой природы. При этом усиливается выразительность речи. Вот, например, как изображается гром, воплощаясь в отдельных звуках в стихотворении Ф. Тютчева «Весенняя гроза»: Люблю ГРОзу в начале мая, Когда весенний первый ГРОм, Как бы Резвяся и иГРая, ГРОхочет в небе голубом, ГРемят Раскаты молодые... Поэт не только передает лирическое отношение к грозе, но и рисует ее при помощи звуков. В стихах читатель слышит эхо грозы.
В стихотворении В. Маяковского «Революция» встречаем следующие строки: ГОРОд ГРОхочет./ ГОРОд ГОРит, в которых звуковой комплекс наряду с семантикой (значением) слов передает идею «городского грохота». В этом же стихотворении есть и такие строки:
ДУШУ глУШУ об выстрел резкий; 
ДУШи заДУШены Сибирей саваном. 
Необычные примеры 3. встречаются, например, в воспоминаниях Лили Брик: «Шкловский писал афоризмы: «Раздражение на человечество на-кап-кап-ливается по капле» (Лиля Брик. Из воспоминаний).
 
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera — буква) — один из видов Звукописи, заключающийся в симметричном повторении одинаковых или однородных согласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (особенно и чаще всего — поэтическому, т.е. ритмически организованному) особой выразительности — звуковой и интонационной.
Пенится пенье.
 Пьянит толпу.
 Площади плещут.
                                    (В. Маяковский) 
А. как способ звуковой организации речи восходит к звуковым повторам  и применяется с давних времен.  Богато аллитерациями,  например, «Слово о полку Игореве»: Трубы трубят в Новгороде, стоят стязи в Путивле...; С зарания в пяти потопташа поганыя пьлкы половецкыя...
 
АССОНАНС (от лат. assonare — звучать в лад) — один из видов Звукописи, заключающийся в симметричном повторении одинаковых или однородных гласных звуков или звукосочетаний для придания тексту (особенно и чаще всего — поэтическому, т.е. ритмически организованному) особой выразительности — звуковой и интонационной. 
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу, 
А там пошлю наудалую, 
И горе нашему врагу.
                                 (А. Пушкин)
А. как способ звуковой организации речи восходит к звуковым повторам и применяется с давних времен. Часто встречается в фольклоре: 
Вдоль по Питерской, по Тверской Ямской 
Едет мой милой с колокольчиком.
На А. построены многие пословицы и поговорки, например: Не для муки, для науки. Наука — не мука (не бука); Тепло, тепло, да не лето — добра, добра, да не мать родна; Хоть не скоро, только б споро — не ворово, да здорово; То и дешево, чего не надо — а что нужно, то дорого.
В русской поэзии А. активно используется с 18 века, после создания В. Тредиаковским и М. Ломоносовым основ метрики и развития силлабо-тонического классического стиха.
Со временем А. занимает все более постоянное место в ударных слогах (как повтор ударных звуков):
У наших ушки на макушке, 
Чуть утро осветило пушки 
И леса синие верхушки — 
Французы тут как тут.
                                   (М. Лермонтов) 
Но А. возможен и в безударном положении: 
Без друга и без милой 
Брожу я по лугам; 
Брожу с душой унылой 
Один по берегам.
(И. Дмитриев)
 
АНАДИПЛОЗИС, или АНАДИПЛОСИС, АНАДИПЛОСИС (от греч. anadiplosis — повторение, сдваивание) —   стилистическая фигура, заключающаяся в повторении конечного элемента (звука, слога, слова или сочетания слов) какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки и т.д.) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 
Но когда коварны очи 
Очаруют вдруг тебя...
                                                      (А. Пушкин) 
Серпилин молчал. Молчал и думал не о раздельном обучении и не о сыновьях этой, все сильней нравившейся ему женщины, а о собственной жизни и о собственном сыне...
(К. Симонов).
Эта фигура широко используется в произведениях    устного народного творчества (в фольклоре):
Ой, да не вечер, да не вечер, мне малым-мало спалось.
 Мне малым-мало спалось, ой, да во сне привиделось.
В философской, критической, научной и деловой литературе А. используется как средство цепной связи предложений, выражающее связь суждений, средство развития мысли: Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни (А. Блок); Защита родины в войне требует всенародного подвига. Подвиг требует единой мысли, единого чувства, общего порыва (В. Короленко). Это придает речи точность, ясность, строгость.
Этот прием часто используется в стихотворной речи как средство выделе¬ния ключевых слов (в подчеркнутом повторении конца стиха, строфы в начале следующего стиха, строфы):
Нежнее нежного         От неизбежного
Лицо твое,                    Твоя печаль,
Белее белого              И пальцы рук
Твоя рука,                   Неостывающих,
От мира целого             И тихий звук
Ты далека,                             Неунывающих
И все твое —                         Речей
От неизбежного.                                 И даль
                                                                          Твоих очей
(О. Мандельштам) 
В поэтической речи распространен звуковой А. — повторение в начале последующего отрезка речи звуков или звукосочетаний, имеющихся в конце предыдущего отрезка речи:
Иль зачем судьбою ТайНой 
Ты На казнь осуждена.
                        (А. Пушкин) 
А. может являться одним из средств актуализации иронии: Он выбежал проворно <...> и повел проворно господина вверх по всей деревянной галдарее показывать ниспосланный ему Богом покой. Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода... (Н. Гоголь).
Иногда А. становится композиционным средством организации всего художественного текста. Так, в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» конец той или иной главы часто становится началом главы следующей.
Например, глава 1 заканчивается словами: — И доказательств никаких не требуется, — ответил профессор и заговорил негромко, причем его акцент почему-то пропал: — Все просто: в белом плаще... Глава 2 начинается со слов: В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Глава 2 заканчивается словами: Было около десяти часов утра. Глава 3 начинается со слов: — Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, — сказал профессор.
Глава 15 заканчивается словами: ...солнце уже снижалось над лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением... Глава 16 начинается со слов: Солнце уже снижалось над лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением. Глава 26 заканчивается словами: Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат. А Глава 27 начинается со слов: Когда Маргарита дошла до последних слов главы «...так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат», — наступило утро. И т.д.
В данном случае А. соединяет воедино три разных мира романа — древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский.
Другие названия А. — стык, подхват, акромонограмма, эпаналепсис, палилогия ; редупликация, возвращение, контактный повтор, цепной повтор.
 
АНАФОРА (от греч. anaphora — вынесение вверх), или ЕДИНОНАЧАТИЕ— стилистическая фигура, заключающаяся в повторении тождественных элементов (звуков, сочетаний звуков, морфем, слов или сочетаний слов) в начале нескольких (чаще параллельных) отрезков речи (фраз, предложений, абзацев, строк, стихотворных строф и т.д.).
Выделяют А. фонетическую (повторение звуков или звукосочетаний), А. морфемную (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов), А. лексическую (повторение слова или словосочетания), А. синтаксическую (повторение синтаксических конструкций, выраженных однотипными морфологическими средствами).
Фонетическая А. выступает как средство звукописи:
Красные нити часослова          
Кровью окропили слова
                                                                                                                           (С. Есенин)
 
ЭПИФОРА (греч. epiphora — добавка; epi — после, phora — несу¬щий), или КОНЦОВКА — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении тождественных (одинаковых) элементов в конце нескольких (чаще параллельных) отрезков речи (фраз, предложений, абзацев, строк, стихотворных строф и т.д.).
Выделяют Э. фонетическую (повторение звука или звукосочетания), Э. лексическую (повторение слова или группы слов), Э. синтаксическую (повторение одного и того же члена предложения, выраженного однотипными морфологическими средствами).
Фонетическая Э. представлена в следующих строках:  
Шумели, сверкали и к дали влекли, 
                 и гнали печали, и пели вдали...
                                                            (К. Бальмонт)
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий