Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык"

5 декабря 2013 - Королева Т.Ю,

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК

общеобразовательного цикла
основной профессиональной образовательной программы
по специальности технического профиля
190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
 
Составитель: Королева Т.Ю., преподаватель ГАОУ СПО МО «ГПК»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза  
Техническая экспертиза: Бидина Т. А.,  преподаватель ГАОУ СПО МО «ГПК»
Содержательная экспертиза: Бидина Т. А.,  преподаватель ГАОУ СПО МО «ГПК»
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: Коренева Ю.В., преподаватель Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный областной университет»
 
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» для специальности  технического профиля среднего профессионального образования 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года.
 
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО или НПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.
 
СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

стр.

1. Пояснительная записка

3

 

2. Тематический план

6

3. Содержание учебной дисциплины

9

4. Содержание профильной составляющей

16

5. Требования к результатам обучения

17

6. Условия реализации программы

20

7. Приложение 1

24

8. Приложение 2

29

9. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу

32

 
Пояснительная записка
 
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего (полного) общего образования русского языка на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
 
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  •  дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; 
  •  освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  •  овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; 
  •  применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж» на русский язык по специальности среднего профессионального образования технического профиля 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» отводится 117 часов, в том числе 78 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах ОПОП среднего профессионального образования  // Примечание. Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобреными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011г.) //.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по дисциплине «Русский язык», реализуемой при подготовке студентов по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» технического профиля, профильной составляющей является обеспечение более высокого уровня языковой подготовки обучающихся, а также формирование умений и навыков анализа коммуникативных характеристик речи, углубление знаний по культуре речи при изучении всех разделов курса. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью. Подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др., увеличена доля самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и защита рефератов).
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение русского языка при овладении студентами специальностью 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» технического профиля.
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая составление рефератов и подготовку сообщений по предложенным преподавателям темам.
Контроль качества освоения дисциплины русский язык проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена по итогам изучения дисциплины в конце учебного года.
Промежуточная аттестация в виде экзамена может проводиться как в устной форме, так и в виде сочинения (по выбору).
 
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 

Наименование раздела

 

Количество часов

 

максимальная

учебная

нагрузка

 

самостоя-

тельная

учебная

работа

обязательная аудиторная

учебная нагрузка, в т.ч.:

всего заня-

тий

лаб. и прак.

занятий

Введение.

2

 

2

 

Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

9

3

6

 

1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности.

2

 

2

 

1.2. Функциональные стили речи и их особенности.

2

 

2

 

1.3. Текст как произведение речи.

1

 

1

 

1.4. Функционально-смысловые типы речи. Лингвостилистический анализ текста.

1

 

1

 

1.5. Соединение в тексте различных типов речи.

3

3

 

 

Тема 2. Лексика и фразеология.

12

4

8

 

2.1. Слово в лексической системе языка.

2

 

2

 

2.2. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Градация. Антитеза.

2

2

 

 

2.3. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

2

 

2

 

2.4. Лексика с точки зрения ее употребления.

1

 

1

 

2.5. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.

1

 

1

 

2.6. Фразеологизмы.

2

 

2

 

2.7. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2

2

 

 

Тема 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

15

5

10

 

3.1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Слог. Фонетическая фраза.

2

 

2

 

3.2. Ударение.

2

 

2

 

3.3. Орфоэпические нормы.

2

 

2

 

3.4. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

5

5

 

 

3.5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.

2

 

2

 

3.6. Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-/С-. Правописание И-Ы после приставок.

2

 

2

 

Тема 4. Морфемика, словообразование, орфография.

13

5

8

 

4.1. Понятие морфемы как значимой части слова.

2

 

2

 

4.2. Способы словообразования.

2

 

2

 

4.3. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

6

5

1

 

4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

1

 

1

 

4.5. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

1

 

1

 

4.6. Правописание сложных слов.

1

 

1

 

Тема 5. Морфология и орфография.

32

10

22

 

5.1. Имя существительное.

2

 

2

 

5.2. Имя прилагательное.

2

 

2

 

5.3. Имя числительное.

2

 

2

 

5.4. Местоимение. Синонимия местоименных форм.

2

 

2

 

5.5. Глагол. Употребление форм глагола в речи

3

1

2

 

5.6. Причастие как особая форма глагола. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

6

2

4

 

5.7. Деепричастие как особая форма глагола. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия деепричастий.

4

2

2

 

5.8. Наречие. Употребление наречий в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия.

2

1

1

 

5.9. Слова категории состояния.

1

 

1

 

5.10. Основные выразительные средства морфологии.

2

2

 

 

5.11. Предлог как часть речи

1

 

1

 

5.12. Союз как часть речи.

1

 

1

 

5.13. Частица как часть речи. Частицы как средство выразительности речи.

3

2

1

 

5.14. Междометия и звукоподражательные слова.

1

 

1

 

Тема 7. Синтаксис и пунктуация.

34

12

22

 

7.1. Основные выразительные средства синтаксиса.

1

1

 

 

7.2. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.Синонимия словосочетаний.

2

1

1

 

7.3. Простое предложение.

3

1

2

 

7.4. Осложненное простое предложение.

12

7

5

 

7.5. Сложное предложение.

16

2

14

 

Итого:

117

39

78

 

 
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка. 
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
 
Раздел 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. 
Функциональные стили речи и их особенности. 
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. 
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. 
Лингвостилистический анализ текста. 
 
Раздел 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. 
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). 
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. 
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. 
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. 
 
Раздел 3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. 
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З- / С- . Правописание И – Ы после приставок. 
 
Раздел 4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. 
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. 
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. 
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ- / ПРЕ-. Правописание сложных слов.
 
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. 
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. 
Глагол. Грамматические признаки глагола. 
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. 
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. 
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. 
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 
 
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. 
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. 
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. 
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
 
Раздел 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. 
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. 
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. 
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). 
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложения. 
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. 
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. 
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. 
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). 
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
 
Демонстрации «не предусмотрено»
Лабораторные работы «не предусмотрено»
Практические занятия «не предусмотрено»
 
Самостоятельная работа 

Наименование тем

Вид работы

1. Соединение в тексте различных типов речи.

подготовка сообщения

2. Изобразительные возможности синонимов,антонимов, омонимов, паронимов. Градация. Антитеза.

подготовка сообщения

3. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

реферат

4. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи.

подготовка сообщения

5. Основные выразительные средства морфологии.

подготовка сообщения

6. Синонимия местоименных форм.

подготовка сообщения

7. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

реферат

8. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

подготовка сообщения

9. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Синонимия деепричастий.

подготовка сообщения

10. Синонимия наречий при характеристике признака действия.

подготовка сообщения

11. Частицы как средство выразительности речи.

подготовка сообщения

12. Основные выразительные средства синтаксиса.

подготовка сообщения

13. Синонимия словосочетаний.

подготовка сообщения

14. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

подготовка сообщения

15. Синонимия составных сказуемых.

подготовка сообщения

16. Единство видовременных форм глаголов- сказуемых как средство связи предложений в тексте.

подготовка сообщения

17. Синонимия согласованных и несогласованных определений.

подготовка сообщения

18. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

подготовка сообщения

19. Синонимия односоставных предложений.

подготовка сообщения

20. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи.

реферат

21. Использование неполных предложений в речи.

подготовка сообщения

22. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

подготовка сообщения

23. Синонимия обособленных и необособленных определений.

подготовка сообщения

24. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

подготовка сообщения

25. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

подготовка сообщения

26. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.

реферат

27. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

реферат

 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
 
Для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
При изучении общеобразовательного  курса «Русский язык» студенты, обучающиеся по специальности  190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» овладевают знаниями о связи языка и истории, культуры русского и других народов, об основных единицах и уровнях языка; усваивают нормы современного русского литературного языка и речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Студенты учатся осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. В процессе обучения используют основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекают необходимую информацию из различных источников, создают устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров, учатся соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; а также нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. 
 
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
 
В результате изучения учебной дисциплины русский язык студент должен
(Приложение 1):
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
 
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; 
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
 
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК) (Приложение 2):
 
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 
 
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 
 
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 
 
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 
 
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 
 
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 
 
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. 
 
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 
 
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 
 
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
 
Старший техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 
 
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 
 
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. 
 
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 
 
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. 
 
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 
 
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. 
 
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 
 
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. 
 
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
 
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
 
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.          
 
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов
1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение: ФГОС НОО, ФГОС СПО, учебные программы. 
2. Учебно-методические материалы:
- УМК;
- цифровые образовательные ресурсы;
- аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов (диапозитивов), видеофильмов;
- развивающие, обучающие, контролирующие дидактические материалы;
- материалы (базы данных) текущей, промежуточной итоговой аттестации, в том числе в электронном виде.
Технические средства обучения: 
автоматизированное рабочее место учителя, 
документ-камера, 
доска маркерная, 
телевизор, 
видеомагнитофон + DVD, 
графопроектор, 
диапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- «не предусмотрено»
 
Информационное обеспечение обучения
 
Основные источники
 
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2008
2. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2009.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2009.
4. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2010.
5. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2009.
6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2008.
7. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2008.
8. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2009.
9. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2009.
10. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011.
11. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 2008.
12. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
      13. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
 
Для преподавателей
 
1. Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
3. Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей.– М., 2002.
4. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
5. Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
7. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
8. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
9. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
10. Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
12. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
13. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005. 
14. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
15. Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
16. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
18. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
      Словари
1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. 
10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000. 
19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000. 
 
Приложение 1
обязательное
 
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
 

Уметь:

-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

говорение и письмо

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

-развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Тематика лабораторных/практических работ «не предусмотрено»

Студенты, обучающиеся по специальности, приступают к изучению курса «Русский язык», в достаточной степени овладев  перечисленными умениями в процессе изучения русского языка в курсе общеобразовательной школы. При изучении общеобразовательной дисциплины «Русский язык» в колледже данные умения совершенствуются в процессе аудиторной и самостоятельной работы студентов по всем темам курса. 

ОК 1-10

Знать:

-связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

 

Перечень тем:

Введение.

Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности.

1.2. Функциональные стили речи и их

особенности.

1.3. Текст как произведение речи.

1.4. Функционально-смысловые типы

речи. Лингвостилистический анализ текста.

1.5. Соединение в тексте различных типов речи.

Тема 2. Лексика и фразеология.

2.1. Слово в лексической системе языка.

2.2. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Градация. Антитеза.

2.3. Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

2.4. Лексика с точки зрения ее употребления.

2.5. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.

2.6. Фразеологизмы.

2.7. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Тема 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

3.1. Фонетические единицы. Звук и фонема. Слог. Фонетическая фраза.

3.2. Ударение.

3.3. Орфоэпические нормы.

3.4. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

3.5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.

3.6. Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-/С-. Правописание И-Ы после приставок.

Тема 4. Морфемика, словообразование, орфография.

4.1. Понятие морфемы как значимой части слова.

4.2. Способы словообразования.

4.3. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

4.5. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

4.6. Правописание сложных слов.

Тема 5. Морфология и орфография.

5.1. Имя существительное.

5.2. Имя прилагательное.

5.3. Имя числительное.

5.4. Местоимение. Синонимия местоименных форм.

5.5. Глагол. Употребление форм глагола в речи

5.6. Причастие как особая форма глагола. Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

5.7. Деепричастие как особая форма глагола. Употребление деепричастий в  текстах разных стилей. Синонимия деепричастий.

5.8. Наречие. Употребление наречий в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия.

5.9. Слова категории состояния.

5.10. Основные выразительные средства морфологии.

Тема 6. Служебные части слова.

6.1. Предлог как часть речи

6.2. Союз как часть речи.

6.3. Частица как часть речи. Частицы как средство выразительности речи.

6.4. Междометия и звукоподражательные слова.

Тема 7. Синтаксис и пунктуация.

7.1. Основные единицы синтаксиса. Основные выразительные средства синтаксиса.

7.2. Словосочетание. Синонимия словосочетаний.

7.3. Простое предложение.

7.4. Осложненное простое предложение.

7.5. Сложное предложение.

 

Самостоятельная работа студента

 

Тематика самостоятельной работы: составление рефератов и подготовка сообщений по предложенным преподавателем темам

 

 
Приложение 2
обязательное
 
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК

Название ОК

Технологии формирования ОК

(на учебных занятиях)

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

учебная дискуссия, организация работы в «круглых столах», конференциях, участия в олимпиадах, анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 

само- и взаимоконтроль полученных знаний и умений;анализ языкового материала в контексте данной компетенции

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 

проблемно - развивающие педагогические технологии;анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

урок-лекция с элементами эвристической беседы с использованием материала, найденного студентами самостоятельно при  работе  с книгой, методическими пособиями, сетью Интернет;анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 

проектные технологии ;анализ языкового материала в контексте данной компетенции

 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 

деловая игра; анализ языкового материала в контексте данной компетенции

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

технологии личностно-ориентированного обучения; анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

проектные технологии; моделирование проблемных ситуаций; анализ языкового материала в контексте данной компетенции

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 

проектные технологии; анализ языкового материала в контексте данной компетенции

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

индивидуальный анализ, моделирование проблемной ситуации, элементы мотивационного  тренинга; анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

 
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОК
для квалификации «Старший техник»

Название ОК

Технологии формирования ОК (на учебных занятиях) 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 

учебная дискуссия, организация работы в «круглых столах», конференциях, участия в олимпиадах, анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  

само- и взаимоконтроль полученных знаний и умений; анализ языкового материала в контексте данной компетенции

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.  

проблемно - развивающие педагогические технологии; моделирование проблемной ситуации; анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

урок-лекция с элементами эвристической беседы с использованием материала, найденного студентами самостоятельно при  работе  с книгой, методическими пособиями, сетью Интернет; анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.  

проектные технологии; анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.  

деловая игра; анализ языкового материала в контексте данной компетенции

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.  

технологии личностно-ориентированного обучения; анализ языкового материала в контексте данной компетенции

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

проектные технологии; моделирование проблемных ситуаций; индивидуальный анализ; анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

проектные технологии; анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

индивидуальный анализ, моделирование проблемной ситуации, элементы мотивационного  тренинга;анализ языкового материала в контексте данной компетенции 

 
 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий