Викторина по рассказам А.П. Чехова «Человек в футляре», «Ионыч», по пьесе «Вишнёвый сад»

2 декабря 2013 - Королева Т.Ю,

 1-й конкурс: «Кто это говорит?»

Задание: прочитайте выразительно отрывок, определите героя и дайте ему характеристику.
 
1. “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. (Пауза.) Подумайте... ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живёте в долг, на чужой счёт, на счёт тех людей, которых вы не пускаете дальше передней... Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет ещё ровно ничего, нет определённого отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьём водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом”.
 
2. “Вишнёвый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, Господи, вишнёвый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своём уме, что всё это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал... купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, только кажется... Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности”.
 
2-й конкурс: «Чей это портрет?»
 
1. “Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх”.
 
2. “...ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками... то картина бывает внушительной, и кажется, что едет не человек, а языческий бог...”
 
3-й конкурс: «Афиши пьесы»
 
Задание для 1-й команды. В афишу, представляющую героев «Вишнёвого сада», включено несколько персонажей из других произведений Чехова. Восстановите подлинную афишу «Вишнёвого сада», внесите в неё недостающие имена персонажей.
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, её дочь, 17 лет.
Тригорин Борис Алексеевич, беллетрист.
Старцев Дмитрий Ионыч, врач.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Чимша-Гималайский Иван Иванович, ветеринар.
Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик.
Гуров Дмитрий Дмитриевич, служащий банка.
 
Задание для 2-й команды. Внимательно прочитайте приведённый ниже список действующих лиц «Вишнёвого сада». Исправьте допущенные в нём фактические ошибки, внесите недостающие сведения о персонажах.
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, её приёмная дочь, 24 года.
Варя.
Гаев Андрей Леонидович, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, помещик.
Трофимов Пётр Сергеевич...
Шарлотта Ивановна...
Епиходов Фирс Пантелеевич, управляющий имением.
Яша, конторщик.
Действие происходит в усадьбе Гаева.
 
Во время выполнения этого задания можно предложить вопросы командам:
 
- В чём состоит своеобразие драматургии Чехова?
- Что такое “подводное течение”? (Можно предложить в виде текста.)
 
1. Это когда внешнее действие стоит на месте или движется очень медленно, а внутренний конфликт резко нарастает.
2. Когда переживания людей остры и глубоки, но внешне это выражается в нейтральном поведении.
3. Когда конфликт вообще отсутствует.
 
- Покажите на примере пьесы «Вишнёвый сад», что Чехов не делит героев на положительных и отрицательных.
- Какова основная тема пьесы «Вишнёвый сад»?
- Как сам автор определял жанр пьесы?
 
4-й конкурс:  «Кто из героев Чехова...»
 
— обращался к шкафу с торжественной речью? (Гаев)
 
— съел сразу полведра огурцов? (Симеонов-Пищик)
 
— имел прозвище “двадцать два несчастья”? (Епиходов)
 
— с презрением относился к своей матери-крестьянке, так как побывал в Париже и считал себя образованным? (Яша, лакей)
 
— хорошо показывает фокусы? (Шарлотта Ивановна)
 
— отдаёт золотой случайному прохожему, тогда как дома есть было нечего? (Раневская)
 
— говорит о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, жёлтых ботинках? (Лопахин)
 
— прощаясь с прежней жизнью, восклицает: “Здравствуй, новая жизнь!”? (Аня)
 
— говорит: “Вся Россия наш сад?” (Петя)
 
— говорит, что всё состояние проел на леденцах? (Гаев)
 

ВИШНЁВЫЙ САД
Игра по одноимённой пьесе А.П. Чехова; 10-й класс
 
Сценарий построен на материале пьесы А.П. Чехова “Вишнёвый сад”. Финальный конкурс “Клуб знатоков” рассчитан на учащихся, углублённо изучавших драматургию писателя. В состязаниях принимают участие три команды. Оценку деятельности соревнующихся сторон производит жюри из числа учителей и учеников. Конкурсы, требующие кратких, однозначных ответов на вопросы, принесут командам по одному очку. Выполняя творческие задания, ребята смогут заработать от одного до пяти баллов.
 
I. Кто ты будешь такой?
 
Данный конкурс потребует направить усилия игроков на “узнавание” героев пьесы “Вишнёвый сад”. Узнавание это будет производиться в три этапа. Ведущий последовательно зачитывает реплики различных персонажей, в которых речь идёт о выбранном герое, или самохарактеристики этого героя. Если действующее лицо пьесы угадано с первой попытки, команда получает три очка, со второй и третьей — соответственно либо два, либо только одно очко.
 
Задание команде № 1
 
1. “Ты... очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины”.
2. “Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направление, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря...”
3. “Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья”. (Епиходов)
 
Задание команде № 2
 
1. “Всё одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно...” “У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне всё кажется, что я молоденькая”. 
2. “Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала salto-mortale и разные штучки”. 
3. “Я выросла, пошла в гувернантки”. (Шарлотта)
 
Задание команде № 3
 
1. “...Древний род наш... происходит будто бы от той самой лошади, которую Калигула посадил в сенате...” 
2. “Если бы энергия, которую вы в течение всей вашей жизни затратили на поиски денег для уплаты процентов, пошла у вас на что-нибудь другое, то, вероятно, в конце концов вы могли бы перевернуть землю”. 
3. “Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж всё пропало, погиб, ан глядь, — железная дорога по моей земле прошла, и... мне заплатили...” (Симеонов-Пищик).
 
II. Интервью у литературных героев 
 
В продолжение данного конкурса участники состязаний смогут почувствовать себя на месте героев чеховских произведений. Надев “маску” того или иного персонажа, ребята должны будут ответить на вопросы ведущего. Беседе предшествует этап “узнавания” героев, в которых учащимся предстоит перевоплотиться в дальнейшем: игрок получает карточку, содержащую характеристику персонажа. Прочитав вслух эту характеристику, ученик называет литературного героя и далее уже беседует с ведущим от лица оного. 
 
Задание игроку команды № 1 
 
Ермолай Лопахин 
 
Узнай героя: “Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только вот что богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...” 
 
Вопросы:
 
1. Ермолай Алексеевич, вы однажды заметили: “Знаете, я... работаю с утра до вечера... Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало...” Чего или кого недостаёт в России, на ваш взгляд? Продолжите своё высказывание.  (“...честных, порядочных людей”.)
 
2. Петя Трофимов говорил о вас следующее: “...вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как... нужен хищный зверь... так и ты нужен”. Вспомните, пожалуйста, как Петя обосновывал необходимость вашего существования в качестве хищника. (“Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен”.)
 
3. Во время прощального разговора с Петей Трофимовым вы признавались: “Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно...” Какие же горизонты, какие истины открывались вам в подобные мгновения жизни? (“...будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего”.) 
 
Задание игроку команды № 2
 
Петя Трофимов
 
Узнай героя: “Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И всё же душа моя всегда, во всякую минуту, и днём и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий”. 
 
Вопросы:
 
1. Пётр Сергеевич, хоть вы однажды и заявили, что боитесь “серьёзных разговоров” и предпочитаете им молчание, тем не менее, беседуя с Аней, вы много философствуете, проповедуете. Вот одно из ваших рассуждений: “Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет ещё ровно ничего, нет определённого отношения к прошлому... Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала...” Закончите свою мысль. (“...искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом”.) 
 
2. Вы чрезвычайно категоричны в своих суждениях, раздаёте окружающим немало советов. Что пожелали вы при прощании Лопахину? (“...Не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки — размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать...”) 
 
3. “Человечество идёт к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!” — гордо утверждали вы. “Дойдёшь?” — поинтересовался Лопахин. “Дойду или...” Каков был ваш ответ? (“...или укажу другим, как дойти”.)
 
Задание игроку команды № 3 
 
Любовь Раневская 
 
Узнай героя: “Вышла за не дворянина и вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная <...> но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, всё же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в её малейшем движении”. 
 
Вопросы:
 
1. “Уж очень много мы грешили...” — такое признание сорвалось с ваших губ в момент тревожного ожидания. В греховности вас обвиняют многие, начиная от вашего брата Леонида Андреевича и заканчивая Варей и Петей Трофимовым. В чём же состоят ваши грехи, по вашему собственному признанию? (См. монолог Раневской “О, мои грехи...” Д. 2.)
 
2. Петя Трофимов как-то заметил вам, имея в виду Варю: “Всё лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло”. “Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви”. А что вы, любезная Любовь Андреевна, можете сказать о себе в этом плане? (“А я вот, должно быть, ниже любви”.) 
 
3. Когда вы узнали о том, что имение продано на торгах, и о том, кто его купил, вы, опустившись на стул, горько расплакались. Аня бросилась утешать вас: “Вишнёвый сад продан, его уже нет, это правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась ... [?] ...” “Мы, мама, будем вместе [?] ...и перед нами откроется новый, чудесный мир...” Итак, какая ценность осталась у вас, по мнению дочери? Что Аня вам предлагала делать вместе, для того чтобы состоялось обновление жизни? (“...осталась твоя хорошая, чистая душа...”; “... читать разные книги... прочтём много книг...”)
 
III. “Житейская мелочь”
 
Ребята получают листы с тестовыми заданиями, в течение 30 секунд знакомятся с ними, затем представители команд читают вслух вопросы и выбирают правильный вариант ответа. 
 
Задание команде № 1
 
Запахи и звуки
 
1. Гаев (Яше). “Отойди, любезный, от тебя ... пахнет”. Чем же пахнет от лакея Яши? 
 табаком
 курицей
 потом
 водкой 
 
2. Любовь Андреевна. “И зачем я поехала завтракать... Дрянной ваш ресторан с музыкой, скатерти пахнут ...” Чем пахнут скатерти в пристанционном ресторане? 
 мылом
 дымом
 рыбой
 морозной свежестью
 
3. Гаев. “А здесь ... пахнет”. Чем пахнет в господском доме? 
 сыростью
 духами
 пачулями
 свежемолотым кофе
 
4. Фирс. “Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и ... бесперечь”. Какой неприятный звук раздавался, если верить Фирсу, накануне манифеста 1861 года? 
 самовар гудел
 половицы скрипели
 гром гремел
 хозяин кашлял 
 
5. Всем памятны в пьесе звук “лопнувшей струны” и стук топора по вишнёвым деревьям (4 действие). А какой ещё звук раздаётся в момент прощания старых хозяев со своим имением? 
 девичий смех
 плач ребёнка
 женский визг
 хохот паяца
 
Задание команде № 2
 
Продукты питания
 
1. Шарлотта. “Моя собака и ... кушает”. Что же может употреблять в пищу собака Шарлотты? 
 орехи
 фасоль
 крыжовник
 только “Pedigree”
 
2. Любовь Андреевна. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один ... а я трачу как-то бессмысленно...” Что выдаёт Варя старикам на кухне? 
 картофель
 овёс
 горох
 бульон “Магги” 
 
3. Пищик. “Что в Париже? Как? Лягушек ели?” Любовь Андреевна. “... ела”. Мясо каких экзотических животных ела Раневская в столице Франции? 
 крокодилов
 черепах
 носорогов
 кашалотов
 
4. Гаев. “Говорят, что я всё своё состояние проел на ...” 
 трюфелях
 леденцах
 пирожках
 бобах
 
5. Любовь Андреевна. “Муж мой умер от ... — он страшно пил...” От чрезмерного употребления какого алкогольного напитка скончался супруг Раневской? 
 шампанского
 бургундского
 токайского
 пива
 
 Задание команде № 3
 
Социальный статус, род занятий
 
1. Любовь Андреевна. “А Варя по-прежнему всё такая же, на ... похожа”. На кого похожа Варя, по словам Раневской? 
 монашку
 купчиху
 чухонку
 кокотку
 
2. Трофимов. “Меня в вагоне одна баба назвала так ...” Как же назвала женщина этого чеховского героя? 
 вечный студент
облезлый барин
 декадент несчастный
 интеллигент паршивый
 
3. Лопахин. “До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё ...” Кто же появился в русской деревне на рубеже веков?
 кулаки
 дачники
 фермеры
 новые русские
 
 4. Фирс. “Живу давно. <...> А воля вышла, я уже старшим ... был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах...” Какую должность исполнял Фирс при господах?
 швейцар
 приказчик
 камердинер
 старший помощник младшего дворника
 
5. Трофимов. “Твой отец был мужик, мой ... и из этого не следует решительно ничего”. Каков был род занятий отца Пети Трофимова?
 учитель
 аптекарь
 профессиональный революционер
 крёстный отец итальянской мафии
 
IV. “Дорогой, многоуважаемый шкап!”
 
Конкурс юных демагогов
 
- Один из главных героев пьесы “Вишнёвый сад” Леонид Андреевич Гаев имеет склонность произносить выспренние речи. Примером тому служит монолог перед шкафом. Помните? “Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твоё существование...” Внимание — вопрос командам:
Какие “заслуги” шкапа превозносит Гаев? 
 
(“...Твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания”.
 
Задание командам: Подготовьте подобную хвалебную речь в честь какого-нибудь неодушевленного предмета, например письменного стола, ученического дневника, школьного ранца, географической карты, глобуса, набора фломастеров и так далее. 
 
V. Клуб знатоков
 
Ведущий вызывает от каждой команды по одному игроку и вручает им карточки с записью афоризмов, принадлежащих героям чеховских пьес. Афоризмы эти неполные. Задача участников конкурса — продолжить высказывания и, по возможности, указать, кто в произведениях их произносит. На обдумывание ответа даётся небольшое количество времени. Отметим: вовсе не требуется воспроизводить ключевую часть афоризмов дословно, вполне достаточно, если учащиеся смогут передать основной смысл высказываний. 
 
Афоризм для знатока команды № 1:
 
“Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему он в жизни...”  (“...хватает так невысоко?”; “Три сестры”, Вершинин.)
 
Афоризм для знатока команды № 2: 
 
“В человеке должно быть всё прекрасно...” (“...и лицо, и одежда, и душа, и мысли”; “Дядя Ваня”, Астров.)
 
Афоризм для знатока команды № 3:
 
“...Светляки... светят ночью только для того, чтобы их легче могли увидеть и съесть ночные птицы, а хорошие люди существуют для того, чтобы...” (“...было что есть клевете и сплетне ”; “Иванов”, Саша.)
 
Пока представители команд выполняют индивидуальные задания, ведущий предлагает соревнующимся сторонам принять участие в викторине по драматургии А.П. Чехова.
 
1. Какая чеховская героиня одевается всегда только в чёрное? Почему? (Маша Шамраева, “Чайка”. “Это траур по моей жизни. Я несчастна”.)
 
2. “Человек в футляре” известен практически всем, равно как и его пресловутые калоши и зонтик. В одном из произведений писателя присутствует некий “двойник” Беликова: “Жарко, душно, а наш великий учёный в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках”. Узнали ли вы этого героя? (Профессор Серебряков, “Дядя Ваня”.) 
 
3. “У Островского в какой-то пьесе есть человек с большими усами и малыми способностями... Так это я” — эта реплика принадлежит действующему лицу известной пьесы Чехова. Кто этот герой и с каким персонажем Островского он себя сравнивает? (Доктор Астров, герой пьесы “Дядя Ваня”, уподобляет себя Паратову из “Бесприданницы” Островского.)
 
4. “— А тигры у вас в Греции есть? 
— Есть.
— А львы?
— И львы есть. Это в России ницего нету, а в Греции...” 
 
Продолжите фразу. Какому чеховскому творению обязано своим возникновением это крылатое выражение? 
 
(“В Греции всё есть”; “Свадьба”, сцена в одном действии.) 
 
5. Писательница Лидия Авилова в своих воспоминаниях рассказала о том, как она признавалась в любви А.П. Чехову: “В ювелирном магазине я заказала брелок в форме книги. На одной стороне я написала: “Повести и рассказы. Соч. А.П. Чехова”, а с другой — “Стран. 267, стр. 6 и 7””. Согласитесь, неординарное объяснение в любви. У Чехова в одном из произведений есть точно такой эпизод, иные только номера страниц и строк. Кто комуобъяснялся в любви подобным образом? В каком произведении сие имело место? (Нина Заречная — Тригорину, “Чайка”.)
Помните ли вы текст этого “шифрованного” признания? 
 
(Если найти эти строки в книге, то можно было прочесть: “Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее”, — пишет Л.А. Авилова в воспоминаниях. Фраза эта без изменений присутствует в “Чайке”.)
 
6. Герой одного из произведений Чехова указывает возраст дамы следующим образом: “Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за это она меня ненавидит”. Назовите этих чеховских персонажей. Чем обусловлены колебания возрастной границы? (Эти слова принадлежат герою пьесы “Чайка” Константину Треплеву, который жалуется Сорину на свою мать — актрису Аркадину, и звучат они в следующем контексте: “Ей хочется жить, любить, носить светлые кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей, что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три...”)
 
7. Перед вами портрет Ф.М. Достоевского работы художника В.Перова. “Я талантлив, умён, смел... Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти... Достоевский...” — признавался один чеховский герой. Кто это? (Войницкий, “Дядя Ваня”.) 
 
8. В этом герое некоторые видят Тартюфа (“Ненавижу этого Тартюфа, возвышенного мошенника...”) . Сам же он неоднократно сравнивает себя с шекспировским персонажем. Узнали ли вы этого чеховского героя? С каким шекспировским персонажем он себя сравнивает? Какие чувства вызывает у него подобная аналогия? (Это Иванов, герой драмы “Иванов”. “Я умираю от стыда при мысли, что я, здоровый, сильный человек, обратился не то в Гамлета... не то в лишние люди... Есть жалкие люди, которым льстит, когда их называют Гамлетами или лишними, но для меня это — позор!”) 
 
9. Персонаж одной чеховской пьесы “воображает, что он Лермонтов, и даже стихи пишет”. Назовите этого героя. В чём он находит сходство между Лермонтовым и своей персоной? (Солёный, “Три сестры”. “Но у меня характер Лермонтова. Я даже немножко похож на Лермонтова... как говорят...”)
 
 
Вишнёвый сад — образ, символ, персонаж
 
Чехов — творец так называемой “новой драмы”, характеризующейся новизной конфликта, отказом от внешней интриги, соединением драматического, комического и лирического начал, большой ролью подтекста, создаваемого ремарками автора, паузами, картинами природы, — “подводного течения”. Хотя сам писатель, очевидно, стремился добиться максимальной реалистичности своих пьес (“Пусть на сцене всё будет так же... как и в жизни”), бытует мнение, что именно через Чехова пришёл Мейерхольд к своему условному театру.
 
Как известно, “Вишнёвый сад” — итог творческого пути Чехова, последнее его слово, обращённое к читателю, слово о том, как незаметно ни для кого свершается внутренняя драма человека, неспособного “пристроиться” в жизни. Основная проблема, поднятая в “Вишнёвом саде”, — проблема долга, ответственности, вопрос о судьбе Родины.
 
Действующие лица пьес Чехова не просто герои, а герои во времени и пространстве.
 
Вишнёвый сад, являющийся одновременно и фоном действия, и действующим лицом, и всеобъемлющим символом, можно рассматривать в трёх основных аспектах: сад — образ и персонаж, сад — время и сад — символические пространства.
 
Одушевлённый и одухотворённый (опоэтизирован Чеховым и идеализирован связанными с ним действующими лицами), сад, вне сомнений, — один из персонажей пьесы. Он занимает своё место в системе образов.
 
Сад дан одновременно как обвинение (подчёркивает безответственность, недотёпистость) и оправдание (чувство красоты, хранение традиций, память) всех остальных героев.
 
Сад играет страдательную роль. Вспомним суждение Чехова: “Лучше быть жертвой, чем палачом”. Очевидно, что сад-жертва — единственный позитивный герой пьесы.
 
Сад задаёт верхнюю нравственную плоскость (то, что для Чехова является нормой, но для его героев, в силу искажённости миропорядка и их собственной неполноценности, становится идеалом), так же, как Яша, законченный хам, задаёт нижнюю. Вертикали, которая должна их соединять, нет. Поэтому все остальные действующие лица находятся между, посредине (“средние” люди), будто застыв в свободном падении, не касаясь ни одной из плоскостей (отклонились от нормы, но не опустились окончательно), но отражая их и отражаясь в них, — отсюда неоднозначность, многогранность образов.
 
Гаев неразрывно связан с садом. Но характер этой связи нельзя толковать однозначно. С одной стороны, Гаев — один из самых безответственных героев пьесы, он всё своё состояние “проел на леденцах”, и в большей степени вина в гибели сада лежит именно на нём. С другой стороны, он до последнего по-донкихотски наивно и безрезультно пытается спасти сад.
 
Раневская связана с садом своеобразным “эффектом многократной взаимной принадлежности”: Раневская — действующее лицо пьесы Чехова “Вишнёвый сад”, то есть она принадлежит “Вишнёвому саду”; вишнёвый сад находится в имении Раневской, следовательно, принадлежит ей; Раневская находится в плену у созданного ею образа сада и таким образом принадлежит ему; сад, как образ и символ “милого прошлого”, существует в воображении Раневской, значит, принадлежит ей...
 
Можно трактовать Раневскую как душу сада. На эту мысль наводят, в частности, наблюдения над температурой в её прямом и образно-художественном значении — до приезда Раневской многократно повторяется тема холода (в ремарках Чехова и репликах героев): “в саду холодно”, “сейчас утренник, мороз в три градуса”, “похолодела вся” и так далее; с приездом Раневской вишнёвый сад и дом согреваются, а после продажи сада снова холодает: “только что вот холодно”, снова “три градуса мороза”. Кроме того, появляется мотив “разбитого градусника” (знак отсутствия чувства меры и невозможности возвращения к старой жизни).
 
Для Лопахина сад — двойной символ. Это атрибут дворянства, куда ему, мужику, “со свиным рылом”, дорога заказана (социальный подтекст далеко не главный в пьесе, но он важен), и духовной элиты, куда он так же безнадёжно стремится (“читал книгу и заснул”).
 
Двойная сущность Лопахина — купец–артист — порождает комплекс, ощущение собственной неполноты (Лопахин далёк от холодного умствования Трофимова: “твой отец был мужик, мой — аптекарь, и из этого не следует решительно ничего”), который в свою очередь порождает подсознательное стремление к обладанию вишнёвым садом.
 
Всеми отмечен парадокс: стремясь сделать сад “богатым, роскошным, счастливым”, Лопахин вырубает его.
 
Вывод: Лопахин, купив сад, считает, что “покорил” его; опьянённый сознанием победы, он не понимает, что сам покорён (эту мысль отчасти подтверждает случившееся с Лопахиным на торгах: “в голове помутилось”; азарт — это инстинкт, то есть животное, природное). Следовательно, сад давит на Лопахина, определяет его жизнь.
 
Сад — символ счастья будущих поколений: “наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь”, но одновременно и препятствие к этому (сад привязывает всех своих “обитателей” к одному месту, служит своеобразным предлогом к их ничегонеделанию).
 
Сад можно рассматривать как проклятие Лопахина: многократное упоминание отцов и дедов — родовое; тема крепостного права, связанная с садом; уже упомянутый мотив стихийности, фатальность.
 
Для Вари спасение сада — единственная цель, обратившаяся в навязчивую идею. Она принесла в жертву саду личную жизнь, “личную тайну”. Ей присуще авторитарное сознание. Жертва её бесполезна (параллель: Соня в “Войне и мире”: “у неимущего отнимется”). Применённый к ней эпитет “бедная” имеет тройной смысл: нищая, несчастная, небогатая духовно. Работая ради сада, Варя постепенно меняет цель и средство местами (перенос акцента со слова “сад” на слово “работа”). Она трудится по привычке — без смысла и цели. Работа заполняет душевную пустоту. Варя лишена сада за излишнюю преданность ему.
 
Фирс — древний, как сад, согревается приездом Раневской, гибнет под стук топора. Фирс — неотъемлемая часть сада.
 
Личность Ани складывается под воздействием Раневской и Трофимова, отсюда двойственное отношение к саду, приближающееся к трофимовскому: “Я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде”. Любит сад как воспоминание о детстве и как надежду на новую жизнь, тема “мы насадим новый сад” — попытка соединения этих двух “любовей”.
 
Трофимовское отрицание, отвержение сада — попытка трезвой оценки. Оценка эта имеет и плюсы, и минусы: с одной стороны, Чехов нередко доверяет высказывать свои мысли именно Пете, с другой — Трофимов, резонёр-иждивенец, фигура комическая, это на порядок снижает всё, что он говорит.
 
Остальные действующие лица пьесы не связаны с садом, но паразитируют на нём.
 
Сад дан во времени и вне времени (метафизичен). Во времени сад существует в трёх временных плоскостях: прошлом, настоящем и будущем. Сад-прошлое — зримый образ крепостного права (“с каждого листка... глядят на вас человеческие существа”); воспоминание о молодости, лучшей жизни и безнадёжное стремление их возвратить. Сад, соединяющий воспоминание и стремление, — шаткий мостик, переброшенный из прошлого в будущее. Настоящее время сада едино с пространством (хронотоп). Сад — это и символ “серебряного века” как эпохи: расцвет и упадок одновременно, характерные цвета. Образ сада, в частности и вишнёвого, нередко встречается в поэзии “серебряного века” (литературоведы особенно часто отмечают Ахматову). О будущем сада можно спорить. Есть “лопахинский” вариант: срубить сад и понастроить дач, он достижим, но, по Чехову, это не будущее. Есть идеализированный сад Трофимова и Ани — хорош, но недоступен. И есть будущее во всероссийских масштабах, где новый сад будет посажен неизбежно, вопрос стоит лишь о том, каким он будет.
 
Понимание пространства сада наиболее просто (обычный сад) и сложно одновременно. Сад — это и пространство настроения (способствует созданию “подводного течения”). Сад соединяет в себе лирическое и эпическое начала.
 
Сад, принятый за нравственный идеал, можно принять и за идеальное пространство. Таким образом, возникает символическая параллель “вишнёвый сад–Эдем” и тема изгнания из рая. Но грехи Раневской, в которых она кается Лопахину, это не те грехи.
 
Вывод: не делать добра, по Чехову, едва ли не более грешно, чем делать зло.
 
Пространство вишнёвого сада универсально, так как объединяет между собой всех действующих лиц пьесы (хотя бы внешне), Чехова и всех его читателей, то есть создаётся высшая, метафизическая плоскость.
 
Наконец, очевидна метафора “сад–Россия”.
 
Ошибка Пети в том, что в своём высказывании (“Вся Россия — наш сад”) он делает акцент на слове “Россия”, таким образом Россия (если не вся земля) представляется в виде нескончаемого количества садов (“Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест”), и утрата одного из них не представляется чем-либо важным — подобная халатность неминуемо ведёт к разрушению всего.
 
Чехов, напротив, делает акцент на слове “сад”. Это означает, что один конкретный сад уже есть Россия, и ответственность за него должна быть такой же, как и за судьбу всей Родины, и без первой не может быть второй. При таком понимании “сада–России” ответом на извечный вопрос “что делать?” мог бы быть восходящий к Гёте и Вольтеру призыв: “пусть каждый возделывает свой виноградник”, но в данном контексте он звучал бы как призыв не к предельной индивидуализации, а к самоотверженному труду на своём клочке земли, причём труд должен восприниматься не как способ заполнить внутреннюю пустоту, а как средство сделать(ся) лучше.
 
В пределах пьесы нет надежды на “счастливый конец”: умирает в заколоченном доме Фирс; сад вырублен или будет вырублен, и на его месте понастроят дач; лопнувшую струну нельзя связать.
 
Но надежда — в ещё одном понимании сада — как времени: идее вечного обновления, задаваемой самим временным фоном пьесы — с мая по октябрь (реплика Раневской: “После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод...”). Раневская, Гаев, Лопахин, их отражения во второстепенных паразитирующих на них персонажах — лишь листья в саду, существующие с весны до осени. Это нечто поверхностное, внешнее, имманентное, в то время как глубинная суть остаётся неизменной. Сам вишнёвый сад являет собой лишь лист всероссийского сада (что не отменяет присутствия в нём одном всей России, как было сказано выше). Впереди Чехов предвидел долгую зиму, но когда-нибудь, за пределами пьесы, вырастут новые “листья”, и мелодия нового, “счастливого” сада, заданная, но не исполненная в пьесе, будет сыграна и спета.
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий